Едва ли не половину своего пленарного заседания 18 марта Госдума скоблила, приглаживала, полировала систему образования. А получилось всё то же пугало с торчащими несуразными обрубками ОГЭ и ЕГЭ.
Перво-наперво думцы поставили точку в узаконивании эксперимента по упрощению сдачи основного государственного экзамена (ОГЭ). С этим законопроектом на протяжении всех его чтений происходили плохо поддающиеся объяснению метаморфозы.
Суть эксперимента не изменилась: сокращается с четырёх до двух число предметов, необходимых для получения аттестата о неполном среднем образовании, если выпускник 9-го класса намерен пойти дальше осваивать какую-либо рабочую профессию в системе СПО; для перевода в 10-й класс необходимо будет сдать ОГЭ по четырём предметам; субъектам Федерации предоставлено право устанавливать разный проходной балл в ссузы для местных ребят и иногородних.
А вот число участников эксперимента странным образом оказалось величиной переменной. Первоначально речь шла о пяти регионах, во втором чтении, сопровождаемом одобрительными сентенциями председателя палаты, их число возросло до 12, а потом министерство просвещения, куда законопроект был отправлен для обсуждения, сообщило, что девять регионов к проведению эксперимента не готовы. Пришлось отыгрывать назад, возвращая законопроект во второе чтение. Таким образом, на выходе число экспериментальных субъектов Федерации сократилось до трёх. Ну да это и к лучшему. «Потенциальный вред законопроекта уменьшился в четыре раза», — сделал вывод на основании нехитрых математических действий первый заместитель комитета Госдумы по науке и высшему образованию Олег Смолин. «Качество профессионального образования закон не улучшит, качество школы резко снизит плюс создаст тупиковые ветви в системе образования, прежде всего для детей из небогатых семей и инвалидов», — добавил он.
Сейчас в случае конкурса на бюджетные места в СПО отбор ведётся по среднему баллу аттестата. Это заставляет девятиклассников более-менее учиться по всем или большинству дисциплин школьной программы. Теперь можно будет изучать максимум четыре, а то и два предмета, примерно так, как это делается в старших классах, где учащиеся сосредоточиваются лишь на тех дисциплинах, по которым им предстоит сдавать ЕГЭ, полагает Олег Николаевич.
В худших условиях окажутся дети-инвалиды и ребята из семей с невысокими доходами, у которых нет денег на репетиторов, чтобы подготовиться к ЕГЭ. В процессе школьных занятий сделать это просто невозможно. Очевидно, что ребята, которые идут учиться по рабочим специальностям в систему СПО, получают гораздо меньше знаний по общеобразовательным предметам, чем ученики 10—11-х классов, а значит, и они станут «слабым звеном».
От этого закона выиграют только репетиторы и репетиторские компании, убеждён Олег Смолин. Сейчас их доходы оцениваются в 450 миллиардов рублей, а станут значительно больше, поскольку их услуги будут востребованы не только у учащихся старших классов, но и у 7—8-классников.
«Мы категорические противники разного рода ограничений права на образование. Наша позиция — образование для всех в течение всей жизни», — заявил от имени фракции КПРФ Олег Смолин.
Эта позиция объясняет и то, почему коммунисты выступили против другого, условно говоря, «образовательного» законопроекта, внесённого сообща представителями четырёх парламентских фракций.
Законопроектом предлагается распространить требование сдачи ЕГЭ для абитуриентов, поступающих в вузы на базе среднего профессионального образования, не соответствующего профилю выбранного института или университета. Сейчас выпускники колледжей поступают в любой вуз по результатам вступительных испытаний, форму которых образовательная организация определяет самостоятельно. И сколько бы инициаторы законопроекта ни утверждали, что он ничего не ограничивает, совершенно очевидно, что он сужает и права вузов, и возможности выпускников колледжей.
Олег Смолин полагает, что эта законодательная инициатива увязывается с прогнозом минтруда и направлена на ограничение возможностей получения высшего образования. Согласно официальной статистике, по специальности сегодня работают 76 процентов выпускников вузов, среди тех, кто получил образование в системе СПО, этот показатель уже 62 процента, ещё ниже он среди молодых рабочих кадров — 58 процентов. «Может быть, лучше поднимать трудоустройство рабочих кадров, а не ограничивать доступ к высшему образованию?» — высказал предложение член фракции коммунистов.
Чем вреден предложенный законопроект, депутат Смолин подробно проанализировал в своём выступлении с парламентской трибуны после внесения законопроекта в Госдуму. Текст этого выступления был опубликован в №7 газеты «Правда» за 24—27 января 2025 года.
«Законопроект явно расширяет сферу применения единого государственного экзамена, против чего мы выступаем решительно», — ещё раз подчеркнул Олег Смолин. «Мы всегда выступали за добровольность ЕГЭ», — пояснил он. Такая система существовала в России с 2002 по 2008 год, она действует сегодня в новых регионах и в Крыму.
Это только кажется, что законопроектом сокращается количество экзаменов. На самом деле происходит утроение ЕГЭ, полагает парламентарий. До сих пор ОГЭ ни на что не влиял, кроме получения аттестата. Теперь ОГЭ влияет на возможность прохождения на следующую ступень образования, то есть он превращается в ЕГЭ. Но ЕГЭ сдают сейчас меньше 40 процентов всех ребят, а ОГЭ — все 100.
«И откуда вообще у сидящих в этом зале такая уверенность, что ЕГЭ повышает качество образования?» — недоумённо обратился Смолин к коллегам-депутатам, предложив устроить интеллектуальное состязание между собранными из представителей разных фракций командами эрудитов старшего поколения и из тех, кто сдавал ЕГЭ.
Почему-то на этот призыв никто не откликнулся. А такой эксперимент и впрямь был бы полезен.
«Правда», №30, 20 марта 2025 года