Top.Mail.Ru

Газета «Правда». Камертон пропаганды

Когда стало известно, что почти 90% украинских СМИ существовали на гранты американского агентства USAID, удивление изобразили многие украинские блогеры и журналисты, в том числе «умеренно оппозиционные», находящиеся в политической эмиграции.

Украинские ведущие ток-шоу, журналисты и общественники десятилетиями выполняли американский заказ — оторвать Украину от России. Для здравомыслящих жителей Украины это являлось секретом Полишинеля уже лет двадцать. Сопротивлялись агрессивной западной пропаганде в основном жители юго-востока. Поэтому главным идейным противником прозападного курса был назначен Донбасс.

В экскурсионных автобусах Киева ожесточённые споры и скандалы между туристами предвещали гражданскую войну. Как экскурсовод, часто работавший с группами туристов, приехавших для изображения массовки на политических ток-шоу, я ощутила, насколько широко американцы тут развернулись.

Расцвет телепропаганды пришёлся на период после «оранжевой революции» с 2005 по 2010 год. Зрителями телевизионных ток-шоу, как правило, выбирали примитивных и необразованных людей. А непосредственные участники «оранжевого майдана» буквально прописывались в телестудиях.

На одном из ток-шоу ведущий вдохновлял публику историей создания Украинской народной республики в 1917 году. Грантоеды взвинтили тональность до самой высокой ноты, заданной американским камертоном. Они прямо противопоставляли украинское националистическое правительство Центральной Рады территориальным образованиям, появившимся задолго до 1917 года.

Это был индустриальный Донецко-Криворожский угольный бассейн. В противовес УНР, объединение металлургической и угольной промышленности не собиралось отделяться от России. Для показательной на всю Украину идеологической порки на ток-шоу отбирали несколько человек из Алчевска, Горловки и других городов Донбасса. Их обрывали на полуслове, перекрикивали.

Ведущие, указывая прямо на них, призывали зрителей: «Вы же понимаете, что там за контингент, одни бандиты!» В дискуссиях прозападные эксперты и политики козыряли в их адрес эпитетами «совковость», «недоразвитость», «провинциальность». Высмеивались сами понятия «труд», «научное производство», «достижения в космосе».

Но люди хорошо помнили «майдан» 2004 года, который вместо оранжевого стали величать «ржавым». Помнили вечно нетрезвых участников в лохмотьях, которых свозили из сёл Западной и Центральной Украины. В экскурсионном автобусе заведённые пропагандистами люди открыто оскорбляли туристов из Донецка и Луганска.

На Украине именно в то время вошёл в обиход ярлык «донецкие». Этот пропагандистский штамп не исчез с победой Виктора Януковича в 2010 году на президентских выборах. Вскормленные американцами журналисты обрушились с новой силой на Партию регионов и Компартию, попрекая их «донецким происхождением».

В сентябре 2012 года отмечали 80-летие Днепрогэса. На очередном телешоу ещё могли выступить коммунисты, запрещённые Петром Порошенко в 2015 году, и призвать не разрушать промышленность страны. Но прозападные депутаты и политологи начинали сыпать небылицами о СССР и оскорблениями в адрес оппонентов. Это было унижение целого поколения и отчаянный призыв перейти «от совка к Европе».

После 2013 года осталось несколько украинских телеканалов, не зависящих от американских денег. Их ведущие пытались помирить украинцев из разных регионов. Но любая крошечная искра взаимопонимания между жителями разных частей Украины вызывала агрессивную истерику у националистов, всё больше походивших на нацистов.

Если они видели, что в киевской студии теряется поддержка зрителей, то бросали микрофоны и устраивали демарши. Были потасовки и даже драки. А на студийных экранах светились неумолимые цифры соцопросов, показывавшие, что большинство украинцев хотели прекращения военных действий в Донбассе и восстановления отношений с Россией.

Захватившие власть на «евромайдане» не сдавались, угрожали расправой ведущим, «предателям» и всему Донбассу. В конце концов, президент Зеленский просто закрыл оппозиционные телеканалы, они были вынуждены вещать в интернете и лишиться значительной части аудитории вне крупных городов.

Некоторые политологи и журналисты эмигрировали, опасаясь преследований. Ныне ещё оставшихся несистемных журналистов подчищают, заводят на них уголовные дела и лишают свободы. А бывшие слуги USAID как ни в чём ни бывало начали просить пожертвования у простых людей или искать других спонсоров. Остаётся лишь гадать, насколько закрытие USAID повлияет на засилье прозападной пропаганды на Украине. Но массовое разоблачение грантоедов — это уже шаг вперёд.

Ирина АРЕФЬЕВА, почётный работник туризма Украины.

«Правда», №15, 13 февраля 2025 года

Показать больше
Back to top button