Второе чтение проекта закона о бюджете на 2025 год и плановый период 2026—2027 годов, состоявшееся в Госдуме 14 ноября, постатейно определило, куда в самом ближайшем будущем будут направлены деньги налогоплательщиков. Также во втором чтении приняты проекты бюджетов Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) и Фонда пенсионного и социального страхования (ФПСС).
При рассмотрении главного финансового документа страны в первом чтении Госдума приняла постановление, где было указано, что именно необходимо скорректировать ко второму. Эти рекомендации родились в результате обсуждения проблем на «правительственных часах» и в ходе выездных заседаний Совета Госдумы. Список получился внушительный. В итоге в бюджетный «полуфабрикат» было внесено 888 поправок, которые распределили по конкретным статьям 8,13 трлн рублей, изначально зарезервированных по основным направлениям бюджета. Разумеется, основные параметры документа остались прежними: в 2025 году доходы составят 40,3 трлн рублей, расходы — 41,5 трлн рублей. Таким образом, дефицит запланирован в размере 1,2 трлн рублей.
Комитету Госдумы по аграрным вопросам, который возглавляет коммунист Владимир Кашин, удалось выбить на финансирование АПК дополнительно свыше 25 млрд рублей. К сожалению, объём льготного кредитования, сокращённый более чем вдвое на будущий год по сравнению с нынешним, пока не пересмотрен. Комментируя принятие во втором чтении проекта закона о федеральном бюджете, Владимир Иванович подчеркнул, что поддержка развития АПК должна быть указана в постановлении Госдумы о принятии бюджета в третьем чтении как приоритетное социально значимое направление, и комитет будет добиваться, чтобы в ходе исполнения бюджета дополнительные средства на льготное кредитование, реконструкцию молочных комплексов и в целом на поддержку сельского хозяйства всё-таки были найдены.
Депутаты также намерены записать в постановление Госдумы несоответствие друг другу некоторых прогнозных значений. Так, например, инфляция планируется на уровне 4,5%, а Федеральная антимонопольная служба готова согласовать повышение тарифов на 11,9%. В реальности тарифы могут вырасти и на 13—15%. Это откровенный узаконенный грабёж населения.
Вообще, сдаётся, тот бюджетный документ, над которым уже несколько месяцев колдуют правительство и думский комитет по бюджету и налогам, так и останется сырым. Дисбаланс прогнозного уровня инфляции и ценовой политики правительства подрывает реализацию многих госпрограмм. К примеру, на этот год инфляция закладывалась 4%, но по итогам года она составит 8,5—9%. Центробанк, бросившись тушить инфляционный пожар, вздул ключевую ставку до 21%. В свою очередь минстрой, стремясь снизить издержки застройщиков, вызванные удорожанием стройматериалов, поспешил поднять стоимость квадратного метра жилья на 15—20% и выше. Между тем, программы расселения ветхого и аварийного жилья, обеспечения жильём детей-сирот на будущий год рассчитываются, исходя из прогнозного уровня инфляции в 4,5%. А это значит, что они не будут выполнены и меньшее количество людей смогут реализовать своё право на жильё.
«Эффект домино» отразился, конечно, не только на жилье. Снова не нашлось денег на многие социально значимые объекты. В микрорайоне Суворовский, сообщил депутат из Ростова-на-Дону Евгений Бессонов, в школу, рассчитанную на 1300 мест, в этом году пошло 4000 учеников. Снова отказано в помощи Нижегородской области, жители которой давно ждут обещанного им современного онкоцентра.
Как видно, демографией и сбережением населения власть озабочена только на словах. Депутаты-коммунисты предлагали вдвое увеличить расходы на строительство школ и объектов здравоохранения за счёт уменьшения обратного акциза нефтяным компаниям и введения налога на сверхприбыль для банковской системы, которая, получив в этом году 3,8 трлн рублей прибыли, побила рекорд. Неужто жизни людей не стоят того, чтобы потрясти нефтяных магнатов и банкиров, набивающих карманы в то время, когда страна переживает тяжёлые времена?!
Алексей Куринный напомнил «Единой России» о её собственном проекте комплекса мер по борьбе с сердечно-сосудистыми заболеваниями, который она два года назад представила президенту и, судя по всему, благополучно забыла. Его стоимость составляла 35 млрд рублей. В 2025 году на лечение сердечно-сосудистых заболеваний выделено только 11 млрд рублей. Коммунист предлагал добавить 10 млрд рублей на их профилактику. А это, по оценкам специалистов, 30 тысяч спасённых жизней в год. Ещё 17 тысяч человек, больных сахарным диабетом, можно спасти, своевременно обеспечив их необходимыми лекарствами. К сожалению, эта статья расходов, будучи обязательством регионов, зачастую является для них неподъёмной, и помощь федерального бюджета здесь просто необходима.
Но комитет по бюджету и налогам рекомендовал палате эти поправки отклонить, а его глава, «единоросс» Андрей Макаров, упражняясь в красноречии, цинично бросил депутату-коммунисту: «На погосте танцуете ради дешёвой популярности». Это обвинение вернулось «единороссу» бумерангом. «На погосте танцуете вы, отклоняя поправки, которые могли бы спасти жизни десятков тысяч людей. Они будут на вашей совести», — парировал А. Куринный.
25 поправок вынесли депутаты-коммунисты на отдельное голосование, стараясь привлечь внимание к тем кричащим проблемам, решение которых не терпит отлагательства.
Олег Михайлов, представляющий в парламенте Республику Коми, обеспокоен ситуацией, сложившейся в Воркуте. Коммунальная инфраструктура заполярного города находится в критическом состоянии. Зимой 2022-го здесь уже было аварийное разрушение канализационных очистных сооружений. Но настоящая трагедия может случиться, если выйдет из строя Усинский водовод, единственный источник воды в городе. Его изношенность составляет 100%. В случае чрезвычайной ситуации самыми незащищёнными окажутся семьи инвалидов и пенсионеров. В связи с этим депутат поднял проблему обеспечения финансированием программы переселения из районов Крайнего Севера.
Председатель комитета Госдумы по развитию Дальнего Востока и Арктики Николай Харитонов тоже считает, что федеральный центр должен и может выделить дополнительные бюджетные ассигнования на субсидии для приобретения жилья гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера. Такая поправка была внесена им в проект бюджета. На 1 января 2024 года количество очередников на получение жилищных сертификатов составило 264 тысячи человек, или 130 тысяч семей. За пять лет выдача сертификатов сократилась в три раза. Даже при сохранении нынешнего уровня финансирования северянам придётся ждать решения своей жилищной проблемы не менее ста лет. Несмотря на поручение президента, проблема не решается. Николай Михайлович считает, что должны быть задействованы внебюджетные источники. «Компании привозят людей, выкачивают ресурсы, получают прибыль, а расселение или переезд людей обратно становятся обязанностью регионов. Справедливо ли это?! Полагаю, требуется настройка действующего законодательства», — заявил депутат.
Но ни это предложение, ни две другие поправки коммуниста: о возмещении затрат по созданию и модернизации тепличных комплексов для производства овощей в защищённом грунте и о софинансировании развития внутрирегиональных воздушных перевозок в Дальневосточном федеральном округе — не были поддержаны парламентским большинством.
Председатель комитета Госдумы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Нина Останина вынесла на отдельное голосование целый комплекс поправок, связанных с жизнью и здоровьем детей. Это выделение средств на охрану профессионалами образовательных организаций в новых регионах, на организацию отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на детский кешбэк, на дополнительное образование, расходы на которое урезаны с нынешних 22 миллиардов рублей до 13 миллиардов в следующем году, на увеличение размера выплат по уходу за детьми-инвалидами, на обеспечение жильём детей-сирот и молодых семей. Если минфин не устраивает источник, указанный нами, — резервный фонд правительства, можно снять деньги с тех объектов, которые не обеспечены проектно-сметной документацией, заметила депутат. По данным Счётной палаты, таких объектов, вписанных в бюджет, аж 149. Среди них — административные здания мин-здрава, Росстата. Как попали они в главный финансовый документ страны?
Андрей Алехин обратился к парламенту с просьбой помочь Омску в реализации программы модернизации коммунальных сетей. Из-за хронического недофинансирования 75% городских теплотрасс находится в неудовлетворительном состоянии. Прошлой зимой в самые морозы из-за аварии на ТЭЦ и прорыва в тепловых сетях фактически половина города осталась без тепла. И периодические отключения продолжались весь отопительный период. Нынешний сезон может оказаться ещё более сложным. Первые тревожные звонки уже поступили.
Депутат Алехин также затронул вопрос пересмотра размера выплат гражданам, осуществляющим уход за инвалидами первой группы и пенсионерами старше 80 лет. 1200 рублей, которые будут проиндексированы лишь на уровень инфляции, — вот и вся помощь от государства, на которую они могут рассчитывать. Эта сумма в 14 раз меньше прожиточного минимума и в 50—80 раз меньше расходов, которое понесло бы государство, если бы их подопечные находились на полном государственном обеспечении.
Бюджет был принят во втором чтении голосами фракций «Единой России», ЛДПР и партии «Новые люди». Фракции КПРФ и «Справедливая Россия — за правду» воздержались. Внефракционный депутат Оксана Дмитриева выступила против. Итого: «за» — 330, «против» — 1, воздержались — 80. Коммунисты впервые заняли более лояльную позицию в этом вопросе, учитывая особую значимость статей бюджета, связанных с обороной и национальной безопасностью.
По проекту бюджета ФОМС во втором чтении коммунисты тоже воздержались, а вот по проекту ФПСС их решение было однозначным: «против».
Алексей Куринный пояснил позицию фракции КПРФ. Индексация пенсий заложена в размере 7,3% в то время, как инфляция до конца года составит 8,5—9%. Кроме того, функция индексации пенсий почему-то перешла от Госдумы к правительству с формулировкой «вправе», а не «обязано». Трансферт на сбалансированность фактически обнулён в этом году, и в следующем году его тоже нет. Часть расходов фонда, связанных с учётом нестраховых периодов и с пенсионными льготами некоторым категориям граждан, предлагается компенсировать за счёт страховых взносов граждан. Это несправедливо. Фракция КПРФ оказалась единственной, проголосовавшей против проекта бюджета Социального фонда.
Татьяна Офицерова.
«Правда», №127, 19-20 ноября 2024 года