Серия выборов в Латинской Америке выявила противоречивые тенденции. В Уругвае левая коалиция «Широкий фронт» имеет большие шансы вернуться к власти. В Бразилии и Чили лидировали правые силы, что стало серьёзным уроком для правительств.
«Фронт» против бедности
Самые изощрённые методы господства, изобретённые капиталом, не гарантируют полного подчинения народных масс. Падение уровня жизни рано или поздно даёт о себе знать, тем более если у трудящихся есть, с чем сравнивать.
С 2005 по 2019 год Уругваем руководил левый альянс «Широкий фронт». За это время доля бедных сократилась с 31 до 8 процентов, страна занимала последние места в регионе по глубине неравенства, уровню преступности.
Пять лет назад правым удалось с минимальным перевесом вырвать победу. Представитель Национальной партии Лакалье Поу повернул развитие страны вспять. С 60 до 65 лет был увеличен пенсионный возраст, работников обязали делать отчисления в частные фонды, хотя прежде основу системы составлял государственный банк соцобеспечения. Уровень бедности подскочил до 12 процентов и до сих пор не вернулся на допандемийный уровень. Среди детей показатель ещё выше — 20 процентов. Серьёзной проблемой стали перебои в водоснабжении, вызванные засухой и усугублённые приватизацией коммунальных предприятий.
В этих условиях маятник общественных настроений качнулся влево. 27 октября на всеобщих выборах первое место занял «Широкий фронт». Его кандидат Яманду Орси — бывший преподаватель истории, в последние годы возглавлявший департамент Канелонес, — заручился поддержкой 46 процентов избирателей. У его главного конкурента Альваро Дельгадо — члена Национальной партии и старшего помощника Поу — только 28 процентов. Второй тур пройдёт 24 ноября.
Левые силы укрепили позиции в парламенте. В верхней палате у «Широкого фронта» будет 16 депутатов из 30, то есть большинство, а в нижней — 48 из 99. Важный вклад в его победу внесла Коммунистическая партия Уругвая (КПУ). Она провела пятерых депутатов в нижнюю и двух в верхнюю палату парламента. И это несмотря на грязную кампанию в буржуазных СМИ, избравших коммунистов главной мишенью. Основной своей задачей «Широкий фронт» называет борьбу с бедностью и неравенством.
К сожалению, полной уверенности в победе Орси нет. Занявший третье место с 17 процентами голосов шоумен и лидер партии «Колорадо» Андрес Охеда поддержал Дельгадо. Приверженцев левых взглядов может оттолкнуть склонность к компромиссам самого Орси. Возглавляя Канелонес, он выступал за максимально комфортные условия для инвесторов, привлекая их налоговыми льготами. Благодаря этому американская корпорация «Гугл» начала строительство там регионального центра обработки данных.
Продолжать содействие бизнесу Орси обещает на посту президента. «Я, конечно, левый, но в Уругвае у левых было много лиц. Я — современный левый», — поясняет политик. Схожих взглядов придерживается его экономический советник Габриэль Оддоне — наиболее вероятный кандидат в министры финансов. «Мы должны уважать существующие контракты, защищённые инвестиционными договорами», — заявляет он, обещая не повышать налоги и сокращать дефицит бюджета.
Противоречия внутри «Широкого фронта» высветил референдум о пенсионной системе, прошедший одновременно с выборами. Он был инициирован профсоюзными и общественными движениями, сумевшими собрать необходимые 400 тыс. подписей. Проект преду-сматривал возвращение пенсионного возраста к 60 годам, восстановление государственной системы, привязку пенсий к минимальной зарплате. Его поддержали КПУ, Социалистическая партия и ряд других членов левой коалиции.
Против реформы объединились крупный бизнес, включая успевшие накопить 23 млрд долл. частные пенсионные фонды, и действующая власть. Поу назвал проект «опасным и вредным». Аналогичную позицию заняли правые кандидаты в президенты. Среди несогласных, однако, оказался и Яманду Орси. По его словам, реформа приведёт к хаосу, вынудив сократить расходы на другие сферы, увеличить налоги и заимствования. В итоге доля голосов «за» составила только 40 процентов.
Предсказуемая неудача
Непоследовательная политика подорвала доверие к правительству Чили. Придя к власти при поддержке левых сил, президент Габриэль Борич обещал превратить страну, ставшую «колыбелью неолиберализма», в его могилу. За два с половиной года подвижек в этом направлении не отмечено. Перевес в несколько голосов, которым правая оппозиция обладает в парламенте, позволяет ей блокировать важные законопроекты. Среди них — реформы пенсионной системы, здравоохранения, образования. Неудачей завершилась попытка принятия новой Конституции вместо существующей со времён диктатуры Пиночета.
Не добившись побед на главных «фронтах», Борич сосредоточился на второстепенных, например на полной легализации абортов и эвтаназии. Смягчилось его отношение к капиталу. «Зарубежные компании доверяют нашей стране, потому что у нас чёткие правила и прочные институты. Я призываю вас инвестировать в Чили», — заявил президент участникам международного форума InvestChile.
Объявив о государственно-частном партнёрстве в сфере добычи лития, правительство уточнило, что не собирается разрывать контракты с контролирующими отрасль частными компаниями: американской Albemarle и чилийской SQM. Основателем и главным акционером последней, к слову, является зять Пиночета — Хулио Понсе Леру. Соглашения заключены, соответственно, до 2043-го и 2030 года. Только после этого государство собирается получить свою долю.
Трудящиеся недовольны либеральными тенденциями. В провинции Вальпараисо бастовали учителя, возмущённые низким уровнем финансирования образования и растущими нагрузками при невысоких зарплатах. К забастовке обратились рабочие крупнейшего в мире медного рудника Эскондида. Его владелец — австралийский конгломерат BHP — хочет увеличить рабочий день, ликвидировать льготы, сохраняя опасные условия труда. И это при том, что прибыль компании за последний год составила 9 млрд долл. В правительстве встали на сторону работодателя, заявив, что протесты негативно скажутся на экономике.
Колебания характерны и для внешней политики. На «саммите мира» в Швейцарии Борич встретился с Владимиром Зеленским и подписал совместное коммюнике с критикой действий Москвы. Не ослабли связи Чили с США. В Сантьяго прошла конференция по обороне с участием представителей южноамериканских стран и государств НАТО, после чего на севере страны стартовали многосторонние военные учения Southern Phoenix. Их особенностью стало применение — впервые в зоне ответственности Южного командования вооружённых сил США — ракетной системы HIMARS. Незадолго до этого чилийские ВМС участвовали в учениях RIMPAC — также под эгидой Вашингтона.
Ударом по правительству стала серия скандалов. Замминистра внутренних дел Мануэль Монсальве недавно ушёл в отставку после обвинений в изнасиловании подчинённой. Уровень одобрения работы кабмина упал ниже 30 процентов.
Не очень удачными стали для власти муниципальные и региональные выборы 27 октября. Хотя левые силы выступили единой коалицией (а не тремя, как на прошлых аналогичных выборах), заметно снижение их влияния. Количество руководимых ими муниципалитетов снизилось со 150 до 111, число местных депутатов — с 1,3 тыс. до 1 тыс. Победу празднует правый блок «Чили, вперёд!», победивший в 122 муниципалитетах. Укрепила своё влияние крайне правая Республиканская партия. Подсчитано, что население контролируемых левыми партиями районов сократилось с 7,9 до 7,7 млн человек, а под властью правых — выросло с 4,3 до 7,5 млн.
Среди потерь правящей коалиции — поражение коммунистки Ираси Хасслер в центральном районе Сантьяго. Победителем там стал бывший офицер корпуса карабинеров и экс-министр обороны Марио Десбордес. Оппозиция называет это первым шагом к победе на всеобщих выборах в 2025 году. Такой сценарий станет откатом назад даже на фоне противоречивой политики Борича. Один из лидеров правой партии «Независимый демократический союз» Густаво Бенавенте в годовщину установления диктатуры Пиночета заявил, что переворот «был абсолютно неизбежен». По его словам, другой возможности восстановить порядок просто не было.
Коммунисты сохранили контроль над рядом крупных муниципалитетов, среди которых Реколета и Ло-Эспехо, однако результаты выборов требуют от них тщательного анализа ситуации.
Вызов для правительства
С похожими вызовами столкнулась Бразилия. В октябре там прошли выборы глав почти шести тысяч муниципалитетов и 58 тыс. местных депутатов. Правящая «Федерация надежды», состоящая из Партии трудящихся, Компартии Бразилии (КПБ) и «Зелёной партии», получила 8,5 процента голосов, оказавшись на шестом месте. В её «копилке» — 285 муниципалитетов и 4 тыс. депутатов. Это примерно столько же, сколько альянс имел до голосования.
Учитывая раздробленность политического поля, такие итоги не должны шокировать. С другой стороны, за два года руководства президента Лула да Силвы левые не смогли нарастить свою популярность. Этого не скажешь о группе партий, известных как «Центр»: Социал-демократической, Бразильском демократическом движении, «Бразильском союзе» и т.д. Выражая интересы бизнес-групп и не имея чёткой идеологии, они принимают сторону сильного, обменивая лояльность на должности и льготы.
«Центр» был частью правительственных коалиций при первых сроках да Силвы и Дилмы Руссефф, предав последнюю в 2016 году. Затем он влился в правые кабинеты Мишела Темера и Жаира Болсонару, а с возращением к власти левых предложил свои услуги и им. Представители «Центра» вошли в правительство, однако на местном уровне продолжают сотрудничество с правой оппозицией. На последних выборах этот конгломерат получил более половины оспариваемых мест.
Для левых это потенциальная угроза, ведь «Центр» толкает власть вправо. Так, возглавляемое членом Партии трудящихся Пауло Тейшейрой министерство аграрного развития вступило в конфликт с министерством сельского хозяйства, которым руководит представитель Социал-демократической партии Карлос Фавару. Если первое выступает за ограничения в отношении опасных пестицидов и ультраобработанных продуктов, то второе защищает их использование. Также минсельхоз блокирует принятие национального плана агроэкологии и производства органических продуктов. Всё дело в том, что Фавару — представитель агробизнеса, возглавляющий ассоциацию производителей сои. Попутчики из «Центра» саботируют законопроекты в парламенте, включая налоговую реформу.
Этим не преминет воспользоваться правая оппозиция. По числу голосов на местных выборах возглавляемая Болсонару Либеральная партия заняла первое место, поддержанные им кандидаты добились успеха в ключевых регионах. Мэром Сан-Паулу избран Рикарду Нунеш — сторонник неолиберальной политики, называющий своей миссией «уничтожение семян коммунизма».
Готовясь к реваншу, оппозиция опирается на поддержку зарубежных реакционных сил. Характерен скандал, связанный с социальной сетью X (бывший «Твиттер»). Её владелец — американский миллиардер Илон Маск — поддерживает тесные связи с ультраправыми политиками региона вроде Болсонару, Хавьера Милея и т.п.
После попытки путча, организованного в Бразилии сторонниками экс-президента, член Верховного суда Алешандре ди Мораес призвал ограничить аккаунты организаторов беспорядков. Подобные требования правящих режимов Индии, Турции и других стран «контора Маска» выполняла не раз. Теперь же миллиардер развернул грязную кампанию против властей Бразилии. Мораеса он назвал «диктатором», а да Силву — его «комнатной собачкой». В конце концов Маск объявил о закрытии бразильского офиса X, при этом нарушив нормы трудового законодательства. После этого Верховный суд заблокировал деятельность Сети до выплаты штрафов. «Он — гражданин США, а не гражданин мира. Мир не обязан терпеть ультраправую вседозволенность Маска только потому, что он богат», — заявил да Силва. Решение вызвало бешенство магната. Он призывает бразильцев выходить на «марши за свободу слова», за свержение «левой диктатуры».
Растущая опасность требует консолидации левых сил. На выборах победили 354 кандидата КПБ в депутаты и 19 кандидатов в мэры. Коммунист Виктор Маркес стал вице-мэром города-миллионника Ресифи — столицы штата Пернамбуку. Главными задачами на ближайшее время в партии называют укрепление фронта прогрессивных сил перед лицом неофашизма и углубление социально-экономических преобразований в интересах трудящихся.
Сергей КОЖЕМЯКИН, политический обозреватель «Правды».
«Правда», №126, 15-18 ноября 2024 года