26 августа кандидат в депутаты Парламента КБР, первый секретрарь Комитета КБРО КПРФ Борис Паштов принял участие в радиодебатах, посвященных теме здравоохранения.
Борис Паштов рассказал о том, что во времена СССР мы были лидерами в сфере здравоохранения, а сейчас на 127 месте в мире по показателям здоровья населения (при этом по расходам на здравоохранение Россия занимает 75-е место в мире).
- 134 место в мире по продолжительности жизни мужчин (59,1 лет) и 100 место по продолжительности жизни женщин (72,5 лет). Дольше всего в среднем живут гонконгцы обоих полов.
- 22 место в мире по уровню смертности в соседстве Руанды и Камеруна. Еще в 2005 году, по уровню смертности Россия находилась на 16-м месте и по этому показателю «обгоняла» даже такие страны, как Сомали и Руанду
- 57 место в мире по качеству жизни
- 5 место в мире по числу врачей на душу населения – на каждые 10 тысяч россиян приходится 42 медика с высшим образованием. Лидирует в этом списке Куба: на 10 тысяч жителей там приходится 64 врача. По количеству больничных коек первое место в мире занимает Япония, КНДР и Белоруссия.
-Япония в мировых лидерах близкое к советской системе здравоохранения - М.К. Россия заняла 84-е место в мире по качеству системы здравоохранения в 2023 году, следует из обновленного Индекса процветания Legatum Prosperity Index (категория «Здоровье»).
Состояние здравоохранения оценивалось по 100-баллльной шкале. Рейтинг оценивает, насколько жители страны здоровы и имеют доступ к необходимым услугам для поддержания здоровья, а также такие показатели, как смертность, факторы риска и другие.- Долгие годы на систему здравоохранения в России государство тратило максимум 3,1% ВВП, а «новые» страны Евросоюза, которые близки к РФ по уровню ВВП на душу населения, расходовали около 5% ВВП. «Старые» страны Евросоюза тратят на бесплатную медицину еще больше — 7—8%, некоторые страны — до 10% ВВП. - Арифметика в здравоохранении простая: сколько денег дает государство, столько бесплатной медицинской помощи можно получить.
- В сопоставимых деньгах Россия тратит на лекарства по рецепту врача в 2,8 раза меньше, чем «новые» страны Евросоюза, и в шесть раз меньше, чем «старые» страны Евросоюза в расчете на душу населения.
- Нехватка финансов приводит к низкой оплате труда медицинских работников, и, как следствие, их дефициту.
- Кроме недостаточного финансирования, я бы добавила еще одну проблему — неэффективное управление.
Например, так было в Москве в 2014—2015 годах во время значительного сокращения коечного фонда больниц. А потом Ковид! С 1990 по 2018 обеспеченность инфекционными койками — якобы неэффективными и невостребованными в рыночной экономике — сократилась в 2,6 раза, обеспеченность врачами-инфекционистами с 2010 по 2018 — на 18% - в системе здравоохранения есть излишние звенья. Например, система ОМС, которая по большому счету — один из кошельков здравоохранения, на содержание которого затрачиваются немалые ресурсы. В системе ОМС заложен совершенно ложный, на мой взгляд, принцип: медицинские организации должны получать деньги исходя из того, сколько заболевших к ним пришло.
- мы не регулируем цены на все медицинские изделия для государственных нужд.
- здравоохранение, сохраняя жизни и здоровье граждан, не только тратит общественные деньги, но и вносит огромный вклад в ВВП страны. По нашим расчетам, на каждый дополнительно вложенный в медицину рубль государство получает дополнительный доход в 5—7 ₽. Именно поэтому во всех странах государство покрывает основные расходы на бесплатную медицинскую помощь.
- врача надо учить не менее 7—8 лет, во-вторых, инновационные лекарства и высокотехнологичное оборудование стоят очень недешево. Отказники студенты бюджетники
- когда речь идет о бесплатной медицинской помощи, то в стране должно быть ровно столько мощностей системы здравоохранения — кадров, стационарных коек, медицинского оборудования, — чтобы обеспечивать нужный объем медицинской помощи. Это называется бережливым расходованием денег налогоплательщиков.
- Один из международно принятых критериев оценки результативности системы здравоохранения — показатель ожидаемой продолжительности жизни. Ожидаемая продолжительность жизни в России и до пандемии была ниже на пять лет, чем в «новых» странах ЕС, и на десять лет ниже, чем в «старых» странах ЕС.
- Роль здравоохранения в снижении смертности и увеличении продолжительности жизни можно оценить примерно в 30%. Это серьезный вклад.
- С расходными материалами проблемы более серьезные. Только 26% из их номенклатуры производят на территории РФ, вдобавок зачастую из импортных комплектующих.
- Проблемы, которые были в России до пандемии, — дефицит кадров, низкая оплата труда, недостаток финансирования, неэффективная система управления, — усугубились после нее. Сейчас они дополнились новыми рисками, в частности, ростом стоимости лекарств и расходных материалов.
- Еще одна дополнительная проблема — людей, нуждающихся в бесплатной медицинской помощи, стало больше.
- Цены на все медицинские изделия также должны жестко регулироваться и быть прозрачными.
Базовые оклады медицинских работников тоже должны быть едиными по стране, чтобы не было перетока кадров из одного региона в другой - немедленно восстановить первичное звено здравоохранения
- Главные проблемы российского здравоохранения — недостаток государственного финансирования и неэффективное управление.
- Система ОМС, работающая по принципу оплаты учреждения «за пролеченного больного», привела к разрушению медицины в малых городах и сельской местности.
- Результаты деятельности системы здравоохранения оценивают по ожидаемой продолжительности жизни. В России она на 5—10 лет меньше, чем в Европе.
- В большинстве регионов России почти одинаковые проблемы с доступностью медицинской помощи, за исключением Москвы, где сконцентрирована значительная часть доходов страны и больше тратится на медицину.
- Дефицита жизненно важных и необходимых лекарств и медицинских изделий не будет, но цены на них вырастут.
- Система здравоохранения нуждается в увеличении государственного финансирования — минимум 500 млрд рублей дополнительно ежегодно.
- Для повышения эффективности деятельности системы здравоохранения в новой реальности или в условиях ограниченных ресурсов потребуется централизованное управление, справедливое распределение ресурсов между различными группами пациентов, жесткое нормирование расходов и приоритетное восстановление первичного звена здравоохранения.