Top.Mail.Ru

Газета «Правда». Планета протестует

Оглашение результатов президентских выборов в латиноамериканских государствах, особенно в тех, где у власти находятся (или претендуют на неё) представители левых сил, не испытывающие пиетета к Вашингтону, в последние годы всё чаще напоминает политическое землетрясение, сопровождающееся множественными афтершоками в виде протестных выступлений проигравшей оппозиции, ангажированной Западом. Исключением не стала и Венесуэла: спустя почти месяц после всеобщего голосования, в ходе которого победу одержал действующий руководитель страны — председатель Единой социалистической партии Николас Мадуро, в Боливарианской республике по-прежнему бушуют поствыборные баталии, а оппоненты последователя идей Уго Чавеса пытаются оспорить итоги народного волеизъявления с помощью уличных беспорядков, явно срежиссированных США.

Впрочем, приверженцы Мадуро, переизбранного на новый шестилетний срок, тоже не дремлют. Многочисленными акциями в поддержку яркого политика, проводящего с момента прихода к власти в 2013 году жёсткий антиамериканский курс, охвачены десятки городов по всей Венесуэле. Самые мощные манифестации традиционно проходят в столице Каракасе, где на днях тысячи людей присоединились к «Великому национальному маршу за мир и победу революции», завершившемуся митингом у президентского дворца Мирафлорес, на котором выступил сам 49-й лидер южноамериканской страны. Он поблагодарил за преданность своих сторонников в стране и за рубежом, а также выразил особую признательность мировым лидерам, проявившим искреннюю солидарность с Боливарианской республикой в столь не простые времена.

Как отметил Мадуро, радикальная оппозиция, потерпевшая поражение на выборах, продолжает баламутить людей, призывая их добиваться пересмотра итогов голосования и подстрекая к антиправительственным выступлениям, сопровождающимся погромами и вандализмом. «Мы отвергаем насилие со стороны фашистских ультраправых сил и возмущены попытками вмешательства ряда государств во внутренние дела суверенной Венесуэлы и в право её народа на самоопределение», — подчеркнул политический наследник Чавеса.

Наряду с маршем в столице состоялся мотопробег с участием более 10 тысяч байкеров, который представители мотодвижения Каракаса назвали «акцией в поддержку мира и нашего президента Николаса Мадуро».

Таким образом, поствыборные события в Венесуэле проходят всё по тому же до боли знакомому сценарию. Ведь и итоги предыдущего президентского голосования, состоявшегося в мае 2018 года, США и его евросателлиты не признали, провозгласив в январе 2019-го временным главой республики председателя парламента Хуана Гуайдо. Правда, устроить очередную «цветную революцию» тогда не получилось, и самозваный халиф на час от оппозиции в итоге подался в Колумбию, откуда затем перебрался на родину дяди Сэма.

Как уже писала «Правда», во время вспыхнувших протестов, устроенных несогласными с результатами выборов 28 июля и переросших в ожесточённые столкновения демонстрантов и правоохранителей, пострадали 77 силовиков, 1062 человека задержаны по обвинению в терроризме, разжигании ненависти и разрушении госинфраструктуры. 

А за 9000 километров от Венесуэлы в дружественной ей Сербии всё сильнее разгораются страсти по литию. На улицы Белграда вновь вышли тысячи несогласных с проектом по разработке месторождения дефицитного металла, который, согласно замыслу властей страны, должен несметно обогатить её, превратив в один из мировых центров по добыче ценнейшего сырья.

История вопроса корнями уходит в 2004 год, когда геологи обнаружили в балканской республике крупнейшие в Европе (по крайней мере, за пределами разваленного СССР) литиевые залежи, содержащие, по оценкам экспертов, до 10% всех разведанных запасов на планете. Транснациональный горно-металлургический гигант «Рио Тинто», чьи специалисты и наткнулись на рудник, сразу объявил о намерении инвестировать 2,4 млрд долларов в добычу минерала и производство из него сырья. Однако спустя 20 лет разработка так и не началась, о чём с возмущением то и дело говорят сербский президент Александр Вучич и его министры.

Между тем литий, как известно, металл будущего, особенно для ЕС, куда бывшая югославская республика давно стремится. Брюссель, закусив удила, мчащийся в сторону зелёной энергетики, невзирая на обилие побочных политических и финансово-экономических потерь, нацелен на скорейшее избавление от машин с двигателем внутреннего сгорания, полностью вытеснить которые в идеале должны электромобили, причём желательно европейского, а не китайского или американского происхождения.

Однако выпуск электрокаров невозможен без третьего элемента таблицы Менделеева, а значит, непреходящая востребованность сербского сырья автоматически повысит значимость Белграда в делах Старого Света. Как утверждают власти балканской республики, «литий для страны станет тем же, чем нефть для Норвегии». По данным минфина, добыча металла наряду с местным изготовлением аккумуляторов способна ежегодно приносить национальной экономике до 12 млрд евро. При этом сербский литий в случае реализации проекта способен удовлетворить до 90% текущих запросов Европы и заодно сделать британско-австралийский концерн «Рио Тинто» одним из ключевых производителей щелочного металла.

А потому Вучич и его команда, сочтя, что овчинка уж точно стоит выделки, решили закрыть глаза на сопутствующие экологические проблемы, в том числе в бассейне реки Ядар, которая, предупреждают защитники природы, неизбежно пострадает из-за освоения расположенного вблизи неё рудника. Два года назад массовые протесты экоактивистов вынудили главу государства отступить, однако с течением времени сербский лидер, подталкиваемый Брюсселем, решил вернуться к своему, казалось бы, похороненному детищу. Для начала Конституционный суд признал незаконным отзыв согласия правительства на эксплуатацию компанией «Рио Тинто» месторождения Ядар, после чего, как уже сообщала «Правда», Вучич, канцлер ФРГ Олаф Шольц и вице-председатель Еврокомиссии Марош Шефчович подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве в разработке лития, в котором отдельно зафиксировано обязательство придерживаться строгих экологических стандартов.

Впрочем, сербы благим бумажным обещаниям не поверили и стали выходить на акции, обвиняя кабмин в попытке уподобить республику «дешёвой сырьевой колонии». Мощные антилитиевые выступления, инициированные Альянсом экологических организаций, прокатились по 40 городам, а главным протестным центром стал Белград, где участники манифестаций, чья численность доходила до 20 тысяч человек, скандировали «Рио Тинто», вон из Сербии!», «Мы не отдадим Сербию!» и требовали принятия закона о долгосрочном запрете добычи в стране лития (а заодно и бора), ссылаясь на потенциальный риск для здоровья населения и негативное воздействие на окружающую среду. К слову, с недавних пор у протестующих появился и свой неформальный лидер — фермер из региона Ядар Златко Коканович.

Однако на сей раз даже «супермасштабное» недовольство граждан едва ли заставит Вучича пойти на попятный. На днях президент чётко дал понять: никакие массовые демонстрации, которые он, кстати, обещал не разгонять силовыми методами, «не помешают ему и дальше руководствоваться исключительно интересами Сербии». Глава государства призвал жителей к диалогу и объявил о намерении провести референдум в регионах, где грядёт «литиевая лихорадка».

Иные заботы у жителей Болгарии, в отличие от западных соседей страдающих не от разногласий по поводу того, как с максимальной пользой распорядиться сокровищами земных недр, а от дефицита воды для питья и бытовых нужд, вынудившего толпы недовольных перекрыть ключевые дороги от Плевена к Русе, от Пловдива к Смоляну и в других районах страны. По утверждению протестующих, основными причинами нехватки живительной влаги явились не только чересчур тёплое лето, но и устаревшая система водоснабжения, полноценно не ремонтировавшаяся десятилетиями, вследствие чего уровень потерь жидкости при её эксплуатации достигает 70%. «Царит полная безответственность: мероприятия по профилактике и обслуживанию водопроводов не проводятся уже более 30 лет, трубы протекают, все связанные с водоснабжением сооружения буквально утопают в грязи», — возмущались участники акций.

В итоге жара и многочисленные аварии на водопроводной сети вынудили власти ввести режим ЧС в ряде регионов Болгарии, куда питьевая вода теперь доставляется из государственного резерва. Так, в Великотырновской области, где жители 23 населённых пунктов уже несколько месяцев сидят на «сухом пайке», чрезвычайное положение объявлено, в частности, в городах Горна-Оряховица и Свиштов. Неудивительно, что местное население готовится бойкотировать намеченные на октябрь досрочные парламентские выборы, по праву осуждая правительство за бездействие в решении проблем с водоснабжением.

Тем временем в Индии на протяжении почти двух недель бунтуют медики, шокированные, как и вся страна, очередной зверской расправой, учинённой над женщиной — 31-летней Мумитой Дебнат, ординатором калькуттского медколледжа и больницы имени Р.Г. Кара. Окровавленное и изувеченное тело стажёрки было обнаружено 9 августа в семинарском зале госпиталя, куда врач ночью зашла отдохнуть после 36-часовой смены. Согласно заключению судебно-медицинских экспертов, проводивших вскрытие погибшей, молодая женщина получила 16 внешних и девять внутренних травм, в том числе сильный удар по голове, в результате которого её очки разбились, а осколки стекла попали в глаза, подверглась изнасилованию (не исключено групповому) и была задушена руками.

С момента страшной трагедии в республике не стихают массовые марши протеста с требованием повышения безопасности в медкампусах и больницах. Мощные выступления, изначально вспыхнувшие в Калькутте, столице Западной Бенгалии, где тысячи медработников вышли на улицу, скандируя «Мы хотим справедливости!» и «Нет безопасности — нет обслуживания!», моментально перекинулись на другие штаты, в том числе на Гоа, Махараштру и его главный город Мумбаи, в котором работу приостановили все отделения госпиталей, кроме подразделений «неотложки», а также на Теланган и его столицу Хайдарабад. Кроме того, забастовки состоялись в самом сердце Индии — Нью-Дели и в Лакхнау — центре штата Уттар-Прадеш.

Кульминацией же протестов стала 24-часовая общенациональная стачка, организованная влиятельной Индийской медицинской ассоциацией (ИМА) — крупнейшим объединением врачей страны, созданным в 1928 году. К масштабной акции присоединилось более миллиона людей в белых халатах, что практически полностью парализовало медобслуживание в самом населённом государстве планеты, где больницы и частные клиники, отказавшись от проведения плановых процедур и амбулаторных приёмов, оказывали лишь экстренную помощь, для чего пришлось привлечь преподавателей медвузов.

Как заявила ИМА, «невозможность обеспечить безопасность в цитаделях обучения свидетельствует о некомпетентности руководства». В ассоциации также обратили внимание на то, что гибель Дебнат — отнюдь не первое злодеяние в отношении работниц сферы здравоохранения. Так, 8 августа полиция штата Уттаракханд наткнулась на тело молодой медсестры: возвращавшаяся домой со службы женщина была изнасилована и убита девятью днями ранее. А в 2023-м в больнице города Коттараккара (штат Керала) погибла 22-летняя Вандана Дас, зарезанная ножницами мужчиной, привезённым стражами порядка на медосмотр.

«В Индии большую часть людей в белых халатах составляют представительницы слабого пола — самая уязвимая перед лицом насилия часть общества. Именно власти должны обеспечивать их безопасность на территории крупных медучреждений и учебных кампусов», — подчеркнул доктор Р.В. Асокан, президент ИМА, назвавшей убийство Мумиты Дебнат «преступлением варварского масштаба из-за отсутствия надёжно защищённых мест для женщин» и обратившейся к правительству за поддержкой в «борьбе за справедливость». Ассоциация опубликовала список требований, включающий ужесточение законодательства с целью оградить медперсонал от насилия, повышение уровня безопасности в больницах и создание спокойных зон для отдыха. Кроме того, врачи настаивают на тщательном и профессиональном расследовании случившегося, суровом наказании лиц, причастных к вопиющему вандализму, а также выплате солидной компенсации семье погибшей.

Незамедлительно покарать злодеев призвали политики, актёры Болливуда и другие видные общественные деятели Индии, потрясённые чудовищной расправой над молодой стажёркой. Как заявил премьер-министр Нарендра Моди, преступления против женщин должны раскрываться без каких-либо задержек и проволочек. «Те, кто совершает столь демонические деяния, должны быть сразу привлечены к ответственности, чтобы восстановить доверие к правительству, судебной системе и гражданскому обществу», — подчеркнул председатель кабмина. Он обратил внимание на то, что СМИ много говорят о жертвах, но не о преступниках, и посоветовал масс-медиа переключиться на широкое обсуждение виновных — «чтобы насильники боялись последствий, включая повешение».

Тем временем 17 августа правоохранители Калькутты арестовали подозреваемого в убийстве Дебнат — 33-летнего Санджая Роя, работавшего в госпитале имени Р.Г. Кара гражданским волонтёром. Впрочем, семья жертвы настаивает на том, что преступник действовал не в одиночку. После того как местную полицию обвинили в ненадлежащем ведении следствия, дело передали Центральному бюро расследований в Нью-Дели.

Вообще проблема сексуального насилия стоит в Индии крайне остро. Аналитики акцентируют: размах нынешних протестов сопоставим с волнениями, всколыхнувшими страну в 2012 году после того, как в столице группа из шести мужчин напала в автобусе на 23-летнюю студентку-парамедика, изнасиловала её с особой жестокостью и на ходу выбросила из транспортного средства. Госпитализированная девушка успела дать показания, но вскоре скончалась от полученных травм.

В 2013-м в стране ужесточили наказание за преступления против половой неприкосновенности: тюремный срок для изуверов увеличили с 7 — 10 лет до 20, ввели смертную казнь в случаях, когда злодеяние повлекло смерть или вегетативное состояние жертвы; отдельную квалификацию получили обливание женщин кислотой, их преследование и вуайеризм. Однако, судя по статистике, принятые меры не принесли плодов и ничуть не исправили ситуацию: за последние десять лет число надругательств над женщинами только выросло. Если в 2012 году, по данным Национального бюро регистрации преступлений (НБРП), было зафиксировано около 25 тысяч нападений, то в 2016-м их количество подскочило до 39 тысяч, а в 2018-м женщины в среднем сообщали об изнасиловании каждые 15 минут.

Небольшой спад преступлений (до 28 тысяч) наблюдался в 2021-м, но его вызвала пандемия COVID-19. В 2021-м НБРП отрапортовало о 31600 нападениях (в среднем 86 в день), возбудив в общей сложности 428200 дел о покушениях на дам, включая изнасилования, атаки с применением кислоты, доведение до самоубийства, похищения, преследования, принудительные браки и торговлю людьми. Впрочем, доля обвинительных приговоров остаётся весьма низкой: в 2019 году по таким делам осудили лишь 27,8% подозреваемых.

Елена МОРОЗОВА.

«Правда», №91, 23-26 августа 2024 года

Показать больше
Back to top button