Top.Mail.Ru

«Надежда России» продолжает работу по восстановлению памятников участникам Великой Отечественной войны-коммунистам

По материалам мероприятия, посвященного десятилетней поисковой работе Алены Черновой,  председателя Совета КБРО ООД «ВЖС «Надежда России», и обнаружению места захоронения погибшего в 1968 году  участкового уполномоченного милиции В.И. Токарева, подготовлен очерк корреспондента газеты «Правда» Л. Голубевой.

В очерке отражена история события, произошедшего в июле 1968 года на центральном рынке города Нальчика и о многолетней поисковой работе места захоронения коммуниста, фронтовика, Владимира Ивановича Токарева, погибшего  при выполнении служебных обязанностей. Любовь  Голубева ярко показывает  в своем материале  суть произошедшего события, ссылаясь на конкретные исторические факты, воспоминания  современников и участников событий. Автор дает высокую оценку  женскому активу КБРО ООД «ВЖС «Надежда России» и ветеранам органов внутренних дел города Нальчика, не только обнаружившим  заброшенную могилу участкового, но и организовавшим комплекс работ по расчистке,  благоустройству памятного места и  возвращению памяти о  солдате правопорядка, совершившего настоящий гражданский и служебный подвиг, препятствуя возможным жертвам ценой своей жизни. 

Последний пистолет Токарева

13 июля 1968 года на Колхозном рынке города Нальчика неуправляемая толпа, подстрекаемая провокаторами, зверски убила старшину милиции  Владимира Токарева — фронтовика, коммуниста, лучшего участкового столицы Кабардино-Балкарии. 

Накануне дня трагической гибели Владимира Ивановича к его могиле  пришли активистки  Кабардино-Балкарского отделения Общероссийского общественного движения “Всероссийский Женский Союз “Надежда России” и ветераны правоохранительных органов Нальчика. Они почтили память героя минутой молчания и возложили цветы. Старшина милиции Токарев смотрел с фотографии на памятнике —  широкоплечий,  мужественный и  молодой — всего  43 года.

“Память, память, за собою позови…”

Володя Токарев родился 24 декабря 1924 года в станице  Пришибской Майского района Кабардинской АССР.  Как и многие из его поколения  ушёл на фронт прямо со школьной скамьи. В неполные 18 лет  уже воевал в артиллерии, сражался на Северо-Кавказском, затем — на 1, 2, 3, 4 Украинских  и Забайкальском фронтах.

Ратные подвиги юного воина были  отмечены орденом  Красной Звезды, медалями “За оборону Кавказа”, “За отвагу”, “За взятие Будапешта”,  “За победу над Германией”, “За победу над Японией”. Возвратившись домой, Владимир избрал для себя новый фронт — с 1948 года стал служить в милиции, которая вела острую борьбу с послевоенной преступностью и бандитизмом. К его боевым наградам добавились    медали “За отличную службу” и “За безупречную службу”.

Из тех трудных и опасных лет В. И. Токарев  вышел цел и  невредим. Он погиб в глубоко мирном 1968-м.

Кровавая суббота

13 июля 1968 года было субботой.  На Колхозном рынке в Нальчике, где работал участковым старшина милиции Токарев, шла оживлённая торговля.

В 11 часов утра к участковому обратился пожилой человек с просьбой защитить его от нападок пьяного хулигана. Владимир задержал нарушителя порядка по имени Нургали и  доставил его в отделение милиции на рынке.  Во время составления протокола Нургали внезапно разбил окно и начал кричать, что его убивают. Несколько человек стали ломиться в дверь дежурного отделения. Старшина Токарев, достаточно крепкий мужчина, встал в дверях. Он был вооружён, но применять оружие в целях самообороны не стал. Владимир привык стрелять по врагам, а здесь были его безоружные земляки, с которыми он сроднился за 20 лет работы в милиции. Токарев не стрелял  даже когда толпа ворвалась в помещение опорного пункта, освободила “пострадавшего” Нургали, а его самого  выволокла на улицу и стала жестоко избивать.

Тем временем на рынке поднялся крик, что участковый милиционер убил  некоего Алика Т., “приехавшего из армии на похороны матери”.

К месту событий подоспели другие сотрудники милиции. Они вырвали из  обезумевшей толпы уже сильно избитого Владимира Токарева и спрятали его в автозаке. Но бунтовщики не выпустили машину с рынка. Смяв милицейскую охрану, они проткнули автомобилю колёса, перерезали бензопровод. Потом повалили автозак на бок и буквально разодрали обшивку фургона.  Участкового Владимира Токарева вытащили из машины и  забили до смерти.

Якобы убитого Алика Г. нашли  живым и здоровым, только нетрезвым. Нашли  и Нургали, из-за которого разгорелась драма —  он тоже был в полном здравии. В ноябре 1968 года на скамье подсудимых оказались 30 человек. Их легко вычислили, так как происходящее снимали на две кинокамеры прибывшие Токареву на подмогу милиционеры. Трёх зачинщиков суд приговорил к расстрелу, остальных к разным срокам – от полугода до 15 лет.

“Значит с ними нам вести незримый бой…”

Трагическим событиям в Нальчике попытались придать политическую или националистическую подоплёку. Очевидцы тех событий  с  подобным выводом  не соглашались. “Подсудимые свою вину признали, но внятно объяснить, что ими двигало, когда они убивали человека, не смогли, – отметил руководитель Русского географического общества в КБР Виктор Котляров  в интервью “АиФ Ставрополье” (13 0.7 2017 г.). – Да и я, ознакомившись с материалами дела, так и не нашёл ответа на этот вопрос. Была версия, что имел место межэтнический конфликт. Я с этим не согласен!”.

А вот мнение ветерана МВД Кабардино-Балкарии. писателя Валерия Шипилова: “Я внимательно изучил личное дело Токарева, сохранившееся в архиве МВД КБР, познакомился с воспоминаниями очевидцев его гибели. Моё глубокое убеждение: это был из ряда вон выходящий случай, не имеющий аналогов! Убийства милиционеров на Северном Кавказе сегодня, к сожалению, – явление частое. Но во времена СССР подобное случалось крайне редко”. Современные антисоветчики используют эту кровавую драму в своих пакостнических целях.   Они утверждают, что 13 июля 1968 года в Нальчике был “социальный взрыв”, вызванный якобы тяжёлым материальным положением, сложностью быта и внутренней неудовлетворённостью граждан СССР. Получается, “бедные” граждане из-за своей “нищеты” прутьями арматуры забили насмерть участкового Владимира Токарева, который в 17 лет ушёл защищать их от немецко-фашистских захватчиков и ещё 20 лет охранял их мирную жизнь в рядах милиции. На самом деле — всё было именно так, как в те траурные для республики дни  заявил в своём выступлении первый секретарь Кабардино-Балкарского обкома КПСС Тимбора Мальбахов: “Хулиганьё, спекулянты свели счёты с хорошим человеком. И кто были среди них: кабардинцы, балкарцы, русские – не имеет абсолютно никакого значения. Не имеет значения, как кого звать: Иван, Пётр, Фёдор, Магомед и т. д. Среди провокаторов, зачинщиков есть и кабардинцы, и русские, и балкарцы, и татары, даже цыган, который бил милиционера. Это были люди самых разных национальностей. Это женщины, великолепно одетые, это молодые мужчины, пьяные, озверелые. Некоторые из них уходили, а через некоторое время возвращались, видимо, добавив водки. Это они опрокидывали машину”.

Фраза о том, что женщины из этой озверевшей толпы были  великолепно одеты, сокрушает антисоветскую ложь о “бунте обнищавшего народа”. Да и наши современники, зажатые между безработицей и кредитами капитализма,   уже не верят, что советские граждане, имеющие работу, бесплатные жильё, образование и медицину, испытывали материальную нужду.

А слова Тимборы  Мальбахова о том, что с Токаревым расправились спекулянты, в интервью газете “МК-Кавказ” подтвердил капитан милиции в отставке Владимир Жабелов: “Владимир Токарев был одним из наших лучших сотрудников милиции. Честный, принципиальный, неподкупный. Он строго придерживался буквы закона. Возможно, некоторым из торгующих на рынке это и не нравилось, он ведь и от них требовал строгого соблюдения правил торговли, порядка на рынке. Не исключаю, что кто-то решил и воспользоваться случаем, чтобы расправиться с ним. Но сами события изначально имели стихийный характер”.

“Это надо живым…”

Открывая в Нальчике в 2015 году Музей истории МВД  Кабардино-Балкарской Республики, председатель КБРО ООД “ВЖС “Надежда России” Алёна Чернова заинтересовалась судьбой  Владимира Токарева.  Эта красивая, энергичная женщина-коммунистка не просто член Союза журналистов России, а “журналист в погонах” — свою службу  в органах внутренних дел она начинала с должности инспектора по связям со СМИ.

— Я решила посетить могилу Владимира Ивановича, но никто не мог мне её показать — родных у него уже не было,  — рассказала мне Алёна. — Поиски продолжались почти 10 лет. И вот в год 100-летнего юбилея Владимира Токарева произошло чудо — ветеран ОВД Валерий Кунижев  обнаружил могилу лучшего послевоенного участкового города Нальчика. Она сильно заросла деревьями и кустарником, памятник пришёл в негодность, только фотография старшины  Токарева оказалась в неплохом  состоянии. Мы собрали средства, наняли рабочих и провели субботник по благоустройству места захоронения.
Во время  памятного мероприятия Алёна Чернова сердечно поблагодарила своих соратниц и ветеранов органов внутренних дел Нальчика за помощь в установлении места и благоустройстве  территории вокруг памятника коммунисту В. И. Токареву.
Особо были отмечены заслуги активисток женского движения Елены Букиной, Ларисы Шугалей, председателя нальчикской  ветеранской организации сотрудников милиции Бориса Керефова, ветерана ОВД Валерия Кунижева.

— Мы планируем установить новый памятник Владимиру Токареву, — поделилась своими планами Алёна Чернова. — К его 100-летнему юбилею в декабре,  наверное, не успеем, но будем стараться, опираясь на поддержку местных коммунистов.

Показать больше
Back to top button