Top.Mail.Ru

Газета «Правда». Погоня за молодостью. Граждане России будут считаться молодыми до 38 лет

Если в начале 2000-х годов число молодых специалистов на российском рынке труда падало со скоростью примерно в полмиллиона человек в год, то последние данные за 2022-й побили все рекорды: по данным Росстата, за год число работников до 35 лет уменьшилось ещё на 1,3 млн человек. Данных за 2023 год ещё не поступало, но даже думать не хочется, какие цифры они нам преподнесут.

  Наибольшее сокращение за год зафиксировано в категории от 25 до 29 лет. Таких работников стало меньше на 700 тыс., в экономике их осталось 7 млн. Также «вымывание» произошло в возрастной группе 30—34 года, минус 500 тыс., осталось менее 11 млн. Неожиданно, но число работников младше 35 лет среди женщин сократилось сильнее на целых 5 процентов, чем у мужчин. Демографы говорят о том, что численность занятой молодёжи опустилась до минимума за всю новейшую историю страны.

Эксперты из Финэкспертизы, проанализировавшие цифры Росстата по регионам, представили общую динамику уменьшения численности работников до 30 лет, в которой лидирует Пензенская область (за год минус 19,5% молодёжи на рынке труда), далее следует Новгородская область (–16,8%). На третьем месте — Москва, которая вообще является лидером по доле работников старших возрастов (от 40 до 60 лет), Московская область и Санкт-Петербург. Существуют, правда, регионы, в которых число работающей молодёжи не только не уменьшилось, но и приросло. Это такие субъекты Федерации, как Чукотский автономный округ (+12,4%), Архангельская область (+8,1%), Карачаево-Черкесия (+7,2%), Чечня (+6,9%), Тува (+6,3%), Алтай (+5,15%). Что, к сожалению, не в состоянии переломить общую печальную тенденцию.

Если опуститься с небес больших цифр «на землю», то мы найдём там большое количество растерянных хедхантеров (англ. Headhunter — охотник за головами, рекрутер, помогающий работодателю и работнику найти друг друга) и эйчарщиков (HR, англ. Human resources — «человеческие ресурсы», работники отдела персонала, в обычном понимании — отдела кадров), которые столкнулись с острой проблемой невозможности найти не то что квалифицированного трудолюбивого молодого сотрудника, но вообще более или менее подходящего работника.

Специалисты сходятся на том, что главная причина всего этого — очередная демографическая яма, в которую мы стремительно падаем. Предыдущие «ямы», приведшие к нынешней, — Гражданская и Великая Отечественная война, физически выбившие целые поколения молодых людей, из-за чего уже поколение их детей оказалось весьма малочисленным. И вот в конце 1980-х, когда, казалось бы, демографическая дорога начинает выравниваться и «ямы» должны становиться всё меньше и меньше, грянули «лихие 90-е», подкосившие нашу демографию под корень. Как итог мы имеем 20-е годы ХХI века, когда на российский рынок труда вышло супермалочисленное поколение. Демографические исследования показывают, что из-за низкой рождаемости в девяностых численность молодёжи на рынке труда в последнее десятилетие сократилась на 35%, или почти на 6 млн человек. Но и это ещё не дно падения. По прогнозам экспертов, спад численности молодых сотрудников будет продолжаться до 2035 года.

А тем временем спрос на молодых специалистов в России растёт просто с космической скоростью. Рекрутинговые сервисы сообщают о том, что количество вакансий для молодых сотрудников от 14 (!) лет с начала года выросло вдвое. Уровень зарплат, которые предлагают работникам без опыта, увеличился на 41%. Больше всего вакансий для выпускников вузов без опыта работы зафиксировали в промышленности, строительстве, недвижимости и продажах. Также часто молодым соискателям предлагают работу курьерами, промоутерами, продавцами и кассирами. Иногда такая охота именно за молодыми не поддаётся никакому логическому пониманию. Я спросила одного такого работодателя, почему на освободившееся у него в фирме рабочее место, не требующее ни суперквалификации, ни больших физических нагрузок, не взять пенсионерку или человека среднего возраста, тем более что и на зарплате можно будет немного сэкономить. Ответ обескуражил: «Нет, хочу девочку! Хочу молодое лицо!»

И работодатели не понимают, что сами же развращают только вступающих на рынок труда молодых людей: этой несоразмерно завышенной «за молодость» зарплатой, этим отсутствием конкуренции с опытными работниками. Действительно, и учиться-то зачем, если «девочка на ресепшене» получает гораздо выше зарплату, чем молодой инженер, а бариста в кофейне — больше, чем учёный в лаборатории. А между тем молодёжь ждут и в таких важных сферах, как добыча сырья, нефтегазовая отрасль и IТ, не говоря уже об образовании и здравоохранении.

Эксперты Центробанка отмечают тревожную тенденцию, когда зарплаты растут независимо от результатов труда, что в свою очередь подогревает инфляцию. А нехватка квалифицированных молодых кадров впоследствии негативно скажется на модернизации российской экономики и существенно ограничит переход России на инновационный путь развития.

С другой стороны, и молодёжь выдвигает обществу свои претензии, большинство из которых вполне правомерны. Так, по данным фонда «Общественное мнение», 73% населения считает, что молодёжи сложно достичь успеха в нашей стране. По их мнению, основные препятствия, мешающие реализации потенциала молодого поколения, это: проблемы трудоустройства молодёжи — 27%; тяжёлая жизнь, бедность, нехватка денег — 11%; плохая молодёжная политика, мало заботы о молодёжи — 7%; платное образование — 7%; недостаточный уровень образования — 6%; коррупция, протекционизм — 6%; жилищные проблемы — 2%; проблемы с организованным досугом — 2%; отсутствие молодёжных организаций — 1%; отсутствие стабильности, уверенности в завтрашнем дне — 1%; плохие законы, несоблюдение законов — 1%.

С другой стороны, 12% опрошенных считают, что в достижении успеха молодым мешает их собственная лень, инертность, отсутствие целеустремлённости, а 1% говорит об алкоголизме и наркомании. И от этого мнения не стоит легко отмахиваться. Так, среди других проблем молодёжи опрошенные акцентировали внимание в основном на психологических барьерах: боязни, нежелании уехать в другие регионы, нерешительности в принятии самостоятельных решений, установке на помощь со стороны родственников в финансовом аспекте и в трудоустройстве, нежелании и неумении работать, равнодушии к собственному будущему, нежелании брать ответственность за собственную семью и детей. На самом деле эти, казалось бы, чисто психологические факторы очень тревожны и не предвещают в будущем ничего хорошего. Ведь скоро этому неуверенному в себе, во многом инфантильному поколению придётся взять на себя ответственность за развитие нашей страны.

Нельзя сказать, что государство не старается поддержать молодёжь. Льготные ипотеки, всевозможные меры поддержки. В конце 2021 года правительство утвердило долгосрочную программу содействия занятости молодёжи до 2030 года. Президент России Владимир Путин в 2020 году подписал закон о молодёжной политике в стране, по которому возраст молодёжи повышен до 35 лет включительно.

Возникает только один вопрос: в здоровой семье кто кого должен поддерживать — старые родители молодых отпрысков или взрослая самостоятельная молодёжь своих стариков? Поддержка своих чад чуть ли не до пенсии — не путь ли к этой самой инфантилизации? К сожалению, сейчас налицо нежелание большой части молодёжи взрослеть, заторможенность процесса социального взросления.

Пока в моду у 30—40-летних вошли «поиски себя», набирает динамика роста занятости россиян в возрасте 60—69 лет, присутствие которых на рынке труда выросло за год на 336 тыс. человек, до 4,9 млн. И это не только следствие пенсионной реформы, повысившей возраст выхода на пенсию. Это во многом желание родителей и даже дедушек и бабушек материально поддержать своих великовозрастных детей.

На этом фоне со странной инициативой выступил генеральный директор ВЦИОМ Валерий Фёдоров. Он не предложил, каким образом можно ускорить повзросление молодёжи, но предложил выход: повысить в ближайшие десять лет возраст молодёжи в России как минимум до 38 лет. Действительно, в этом случае число «молодых» в нашей стране резко увеличится. В это определение будет, впрочем, как-то странно вписываться один мой знакомый, в 38 ставший дедушкой, но чего не сделаешь ради красивой цифры. Однако, решая проблемы таким путём, почему бы не объявить молодыми всех людей до 50-ти или до 60-ти — да чего там мелочиться: можно сразу до 85-ти лет. Пусть у нас будет самая молодая страна в мире!

Вот только решатся ли этим экстравагантным шагом вопросы, связанные с реальными проблемами молодёжи? Вопрос явно риторический.

Мария Панова

«Правда», №57, 4-5 июня 2024 года

Показать больше
Back to top button