Top.Mail.Ru

Газета «Правда». Неравенство на марше

«В прошлом году гендерный (от англ. — «род», но допустим перевод «пол». — Прим. автора) разрыв в зарплатах стал максимальным за 11 лет» — к такому выводу пришли эксперты аудиторско-консалтинговой компании FinExpertiza в своём недавнем исследовании.

Согласно данным исследователей, средние заработки российских женщин, занятых на крупных и средних предприятиях, в 2023 году были на 33%, или почти на 28 тыс. рублей, меньше, чем у мужчин, и составляли 56,2 тыс. рублей после вычета подоходного налога. При этом учитывались все премиальные. Эксперты опирались на данные Росстата.

Наибольшая разница между мужскими и женскими зарплатами фиксировалась в северных и дальневосточных субъектах Российской Федерации, а также в ряде других индустриально развитых регионов, где ценится труд, традиционно рассматриваемый как «мужской». Это населённые пункты страны с суровыми климатическими условиями, в которых превалируют отрасли, традиционно воспринимаемые как «мужские», — тяжёлая промышленность, добыча полезных ископаемых, водный транспорт, рыболовство и в которых распространён вахтовый метод работы. То есть большая разница наблюдается в Мурманской области (женские зарплаты были ниже на 45,4%), в Камчатском крае (на 45,3%), Забайкальском крае (на 41,3%), в Амурской области (на 40,1%), Кемеровской области (на 38,6%) и в Хабаровском крае (на 38,5%).

Помимо регионов, относящихся к районам Крайнего Севера, близким к ним территориям, и Кузбасса, в десятку также вошли индустриально развитые Астраханская область (на 37,9%), Оренбургская область (на 37,9%), Курганская область (на 37,4%) и Курская область (на 37%).

Минимальная разница между зарплатами работников и работниц отмечалась на предприятиях северокавказских республик и других регионов с высокой долей бюджетного сектора: в Ингушетии (заработки женщин отстают на 8,8% от мужских), Кабардино-Балкарии (на 11,7%), Калмыкии (на 14,7%), Республике Алтай (на 16,5%), в Чечне (на 17,6%), Северной Осетии (на 18,8%), Ямало-Ненецком автономном округе (на 20,1%), Тыве (на 20,1%), Дагестане (на 20,6%), а также в Карачаево-Черкесии (на 22,4%). Из общего ряда представленных регионов выбивается разве что нефтегазовый Ямало-Ненецкий автономный округ, где средние заработки по величине уступают Чукотке и столице.

В прошлом году средняя зарплата женщин, работающих на крупных и средних предприятиях, с учётом всех доплат и премиальных была на 33% ниже, чем у мужчин, то есть мужчины зарабатывали на 27,7 тыс. рублей, или в полтора раза больше. Надо отметить, значительная разница.

В течение всего практически двадцатилетнего периода наблюдения женские зарплаты стабильно «отстают» от мужских. То есть данная тенденция не нова, она — одна из составляющих рынка труда. Однако в прошлом году был зафиксирован максимум за последние одиннадцать лет по разнице в заработной плате между мужчинами и женщинами.

По сравнению с 2021 годом, когда мужчины получали на 31,1%, или на 19,3 тыс. рублей больше, чем женщины, зарплатный разрыв вырос ещё на 8,4 тыс. рублей. Номинальный рост средних зарплат также был опережающим у мужчин — 35,1% за 2 года. За то же время у женщин заработки выросли на 31,3%.

Женщины недополучают зарплаты во всех без исключения макроотраслях, однако в зависимости от сферы трудовой деятельности величина отклонения может заметно отличаться. Наибольший разрыв в зарплатах фиксировался в области информационных технологий и связи: там женщины отставали от мужчин на 37,5% и зарабатывали в среднем 99,2 тыс. рублей (после вычета налога) против 158,7 тыс. рублей.

Аналогичная разница в оплате труда наблюдается в сфере культуры, спорта и развлечений (–37,3%; 47 тыс. рублей против 75 тыс. рублей). Также довольно значительный «гендерный зазор» заметен в сфере профессиональной, научной и технической деятельности (сюда входят бухгалтерский учёт, юриспруденция, консалтинг, инженерия, научные исследования, реклама и др.; –29,9%; 86,2 тыс. рублей против 123 тыс. рублей), транспортировке и хранении (–26,8%; 58,7 тыс. рублей против 80,2 тыс. рублей), а также на обрабатывающих производствах (–26,7%; 61,8 тыс. рублей против 84,4 тыс. рублей).

Минимальные отличия в зарплатах наблюдаются в строительстве — женщины получают в среднем на 4% меньше мужчин, или 87 тыс. рублей против 90,6 тыс. рублей (при этом женщины в данной отрасли имеют наименьший удельный вес — всего 14%), в сфере операций с недвижимостью (–14,8%; 60,1 тыс. рублей против 70,5 тыс. рублей), образовании (–15,1%; 43,9 тыс. рублей против 51,8 тыс. рублей; в этой сфере, наряду со здравоохранением, доля женщин максимальна и составляет 82%), в энергетике (обеспечение электроэнергией, газом, паром; –16%; 55 тыс. рублей против 65,5 тыс. рублей), а также в сфере водо-снабжения и обращения с отходами (–18,4%; 44,2 тыс. рублей против 54,2 тыс. рублей).

Как мы видим, исходя из исследования, гендерное неравенство в оплате труда уже долгие годы является проблемой, характерной для российского рынка труда. Впрочем, очевидно, что она типична не только для России, но и для мирового рынка в том числе, то есть это один из гнойников капиталистической системы. В лидерах по равенству зарплат находятся такие страны, как Исландия, Финляндия, Швеция, а Россия, как и многие другие страны СНГ, располагаются во второй половине рейтинга стран по гендерному равенству на рынке труда.

Чуть более столетия назад Советская власть решительно уравняла в правах мужчин и женщин. Реставрация в РФ капитализма не менее решительно это равенство упразднила.

Владислав Гончаров.

«Правда», №58, 6 июня 2024 года

Показать больше
Back to top button