Top.Mail.Ru

Газета «Правда». Ветряные мельницы антирелигиозной борьбы

В республиках Центральной Азии вводятся ограничения на ношение мусульманской одежды и связанные с религией обряды. Соответствующие юридические шаги предприняты властями Таджикистана и Казахстана. Не сопровождаясь мерами социально-экономического характера, это вряд ли серьёзно повлияет на ситуацию.

  Продолжающееся больше тридцати лет «религиозное возрождение» постсоветского пространства приносит плоды в виде распространения радикальных течений. Это вынуждены признавать даже власти, прежде закрывавшие на тревожные тенденции глаза. Например, президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев недавно призвал остановить навязывание обществу чуждых идеалов, в том числе в виде архаичной формы одежды. По его словам, это неприкрытый вызов «традиционным устоям и ценностям». «Говоря откровенно, проблема религии — это вопрос национальной безопасности. Мы не должны позволить различным течениям из-за рубежа отравлять умы молодёжи. Мы должны сохранить наши традиции и воспитать сознательное поколение», — заявил Токаев.

Схожие мотивы присутствовали в выступлении главы Таджикистана Эмомали Рахмона. Сообщив, что уроженцы республики за последнее время совершили теракты в десяти странах мира, он также потребовал усилить контроль над религиозной сферой. В частности, президенту не понравилось стремление жителей к многократному совершению хаджа — паломничества к мусульманским святыням в Саудовской Аравии.

Законодательные органы восприняли это как сигнал к действию. Депутаты таджикского парламента одобрили поправки к Закону «О регулировании традиций и обрядов». Изменения ужесточают правила проведения связанных с религией мероприятий. Например, запрещается организация праздничных встреч возвращающихся с хаджа паломников, в том числе раздача подарков, украшение дворов, улиц и автомобилей. Обряды проводов и встреч отныне можно будет проводить только внутри семьи. Осуждая расточительство, власти рекомендуют верующим тратить деньги на ремонт дорог и мостов, строительство водопроводов и т.п.

Недовольны чиновники и обычаем под названием «Идгардак» — мусульманского аналога колядок. В дни религиозных праздников дети ходят по домам родственников и соседей, а последние одаривают их сладостями. Вводя запрет, власти говорят об отсутствии упоминаний этой традиции в исламских канонах. Ещё одним поводом стала забота о безопасности детей.

Самый резонансный пункт поправок, однако, касается одежды, «чуждой национальной культуре». Её ношение, а также ввоз в страну и продажа будут наказываться крупными штрафами от 8 до 65 тысяч сомони (68—553 тыс. руб.). Что именно подразумевается под словом «чуждая», в документе не уточняется, но сопутствующие события и вся предшествующая государственная политика позволяют предположить: речь именно об исламском «дресс-коде». По данным СМИ и социальных сетей, на входе в больницы и другие социальные учреждения женщин предупреждают о неправомерности ношения хиджабов. А в марте в республике прошла акция «Одевайся по-таджикски». Как заявили в комитете по делам женщин и семьи, мероприятие направлено на популяризацию национальной одежды, «имеющей древнюю историю и являющейся неотъемлемой частью культуры таджикского народа». Также, уверяют чиновники, это «снижает интенсивность проникновения в страну чуждых ценностей, защищает культуру и идентичность в условиях глобализации».

Регулировать внешний вид подрастающего поколения пытаются и в Казахстане. Министр просвещения Гани Бейсембаев подтвердил в конце мая, что запрет на ношение хиджабов в учебных заведениях отменён не будет. По его словам, религия должна быть отделена от системы образования. Более того, чиновник сообщил об ужесточении контроля за частными школами. Если раньше их проверка осуществлялась только с разрешения прокуратуры, то теперь власти вправе следить за исполнением норм в организациях всех форм собственности. По словам Бейсембаева, из-за свободного ношения хиджабов уже закрыта одна школа в Атырауской области.

Эти меры наталкиваются на растущее сопротивление. В одной только Атырауской области выявлено более 150 девочек, не посещающих школы из-за запрета. В социальной сети «ТикТок» набирает обороты флешмоб, во время которого молодые люди требуют от руководства страны разрешения носить религиозную одежду. В некоторых роликах юноши и девушки заявляют о готовности забыть собственную национальность ради мусульманской веры. Кроме того, в середине мая в Конституционный суд поступило ходатайство о признании незаконным запрета на ношение платков в школах. Инициаторами иска стали родители учениц из Карагандинской области. Сославшись на то, что вопрос входит в компетенцию других госорганов, суд ходатайство отклонил.

Любопытно, что верующих активно поддерживают правозащитники либеральных взглядов. Они опираются на недавний доклад Комиссии по свободе вероисповедания в странах мира — органа федерального правительства США. Казахстан обвиняется в серьёзных нарушениях, выражающихся в препятствовании изучению религии за границей и запрете ношения религиозной одежды в школах. Американскому госдепартаменту комиссия рекомендовала внести республику в «специальный список наблюдения».

Важность ограничительных шагов для защиты светского характера государства отрицать трудно. Однако по-настоящему эффективной может быть только комплексная антиэкстремистская политика. Помимо ограничений внешних атрибутов и отдельных обрядов, она должна затрагивать социальное бытие целиком. Не секрет, что распространению религиозных взглядов способствует неудовлетворённость граждан своей жизнью. А это, в свою очередь, проистекает из высокого уровня бедности и неравенства. О серьёзных успехах постсоветских государств здесь говорить не приходится. В Казахстане, по официальным данным, доходы ниже прожиточного минимума имеют более 1 миллиона граждан, и их число в последнее время стабильно увеличивается. В некоторых регионах процесс приобрёл катастрофический размах. Так, в Абайской области число малоимущих выросло за последний год на 34 процента, в Жетысуйской — на 43 процента, в столице — на 36 процентов.

Нельзя не сказать также об общем падении уровня образования и культуры. Вместо решения этих проблем власти заняты навязыванием псевдоисторических мифов и провоцированием межнациональной розни («Правда» подробно писала об этом в номере от 21—22 мая с.г.). В общем, при сохранении существующего социально-экономического курса борьба с радикализацией — это сражение с ветряными мельницами.

Сергей КОЖЕМЯКИН, соб. корр. «Правды». г. Бишкек.

«Правда», №58, 6 июня 2024 года

Показать больше
Back to top button