Top.Mail.Ru

Газета «Правда». Дмитрий Новиков: «Китай — это голос, защита и надежда народов Земли»

В Пекине в Доме народных собраний состоялась Вторая сессия Всекитайского собрания народных представителей 14-го созыва. Это событие многие СМИ назвали не иначе, как главным политическим событием года в КНР. На сессии рассмотрен широкий круг вопросов жизни Китая и его позиции на мировой арене. В связи с этим китайское информационное агентство «Синьхуа» взяло интервью о внутренней и внешней политике КНР у заместителя Председателя ЦК КПРФ, первого заместителя председателя комитета Государственной думы России по международным делам Дмитрия Новикова.

 — Дмитрий Георгиевич, какие инициативы китайского лидера на международной арене за последние годы, по вашему мнению, являются наиболее значимыми?

— Избрание товарища Си Цзиньпина и его соратников руководителями Коммунистической партии Китая и Китайской Народной Республики стало, по моему убеждению, не менее важной вехой в истории вашей страны, чем провозглашение КНР и начало политики реформ и открытости. Под руководством нынешнего Генерального секретаря ЦК КПК Китай сумел очень точно оценить происходящие в мире изменения и место в них КНР. На этой основе предприняты исключительно важные шаги по развитию страны с учётом тех масштабных перемен, в которые вступило человечество.

Важность развернувшихся в мире событий такова, что они напрямую затрагивают все страны и все народы. На наших глазах определяются пути развития международного сообщества на годы и даже десятилетия вперёд. Глубинной сутью этих процессов является всё более стремительное и необратимое ослабление западного капитала. На это влияют два главных фактора. Прежде всего происходит нарастание противоречий внутри ведущих буржуазных держав — США и государств Западной Европы. Свой потенциал прогрессивного развития на данном этапе они исчерпали.

Нежелание капитала отказываться от предельно высокой нормы прибыли заложило под буржуазную систему ряд «мин замедленного действия». Происходит безудержное разбухание финансово-спекулятивного сектора, не обеспеченного реальным «содержанием». Рано или поздно такие пузыри лопаются, как это и произошло в 2008 году. Однако капиталисты не отказались от своей порочной политики и продолжают спекулировать на системе, густо замешанной на жадности, обмане и авантюризме.

В этих условиях происходит углубление классовых расколов внутри западных стран. Стремительно иссякает поток социальных подачек, на которые буржуазия скрепя сердце пошла под влиянием успехов СССР и роста популярности коммунистических идей. Отъём прежних завоеваний не может не вызывать растущего сопротивления со стороны трудящихся. Ещё вчера это ярко демонстрировали французские «жёлтые жилеты». Сегодня это видно по мощным протестам фермеров, транспортников и других групп населения в Западной Европе.

Не способствует социальному миру и внешняя миграция. Население понимает, что способ решения этой проблемы есть. Нужно просто прекратить разрушать государственность стран Глобального Юга, принять участие в решении ливийской, палестинской и ряда других проблем и помочь жителям стран Азии, Африки и Латинской Америки обустроить их жизнь у себя на родине. Однако у капиталистических монополий свои расчёты. Они делают ставку на приток дешёвой рабочей силы в свои страны, чтобы оказывать давление на западный, излишне «разбалованный», по их мнению, пролетариат.

Все эти явления провоцируют острый социально-экономический коллапс, что неизбежно находит отражение в мышлении, политике и культуре. Идейно-нравственный кризис углубляется. Это становится ещё одной проблемой западного общества. Ценности некогда великой цивилизации, давшей мировой культуре имена гениальных философов, литераторов, художников и музыкантов, размываются. Налицо признаки её вырождения. Мы видим их и в нарастающей депопуляции стран Евросоюза, и в деградации их политической элиты.

Когда я говорю о вырождении этой публики, я вовсе не желаю кого-либо оскорбить. Увы, но так обстоит реальное положение вещей. Ведь когда Жозеп Боррель делит «цивилизованный» Запад и весь остальной мир на цветущий сад и дикие джунгли, это несомненный признак деградации — и умственной, и нравственной.

Второй важнейший фактор ослабления влияния западного капитала — его самора-зоблачение. В погоне за выгодой мировая олигархия всё циничнее сбрасывает с себя маски демократии и прав человека. В очередной раз в своей истории она переходит к широкой экспансии. Неоколониализм затронул десятки стран на планете. Югославия, Ирак, Ливия, Афганистан стали жертвами открытой интервенции. Постсоветские республики, многие государства Азии, Африки и Латинской Америки испытали на себе изощрённые технологии «цветных революций». И уж, конечно, Запад энергично применяет многочисленные способы экономической эксплуатации, в том числе используя долларовую систему.

Вмешательство империалистических кругов в дела других стран стало толчком к усилению национально-освободительной борьбы в современном мире. Народы планеты всё настойчивее требуют уважения к своим интересам. Они стремятся обеспечить не формальный, а истинный суверенитет своих стран.

Впереди этих процессов находится Китай. Почти два века он накапливал опыт борьбы за самостоятельное развитие в противостоянии колонизаторам — старым и новым. В решении этой великой задачи ваша родина добилась больших успехов. Ещё столетие назад Китай был разделён на сферы влияния зарубежных держав. Их марионетки грабили страну и подвергали унижению народ с многотысячелетней историей.

Именно Китай первым из стран мира ощутил на себе ледяное дыхание Второй мировой войны, столкнувшись с безжалостными японскими захватчиками. После разгрома японских милитаристов контроль над страной попытались установить американские империалисты, сделавшие ставку на клику Чан Кайши. Но Китай достойно преодолел все эти испытания. Актом истинной независимости стало провозглашение КНР в 1949 году. И произошло это благодаря руководящей роли Коммунистической партии, сумевшей направить энергию и волю народа на защиту родной страны.

Сегодня опять находятся те, кто пытается «призвать Китай к порядку». Запад боится превращения КНР в глобальную сверхдержаву. Он жаждет сдержать её развитие. Ненависть империалистов усиливается тем, что Пекин стал, без преувеличения, голосом, надеждой и защитой всего мира, не желающего жить под пятой новоявленных колонизаторов. Иногда этот мир называют Глобальным Югом, но его интересы полностью созвучны интересам мирового большинства, а значит, и всего человечества.

Особое недовольство, вплоть до истерики, вызывает у противников КНР тот прочный идеологический фундамент, на котором базируется прогрессивная роль Китая в современном мире. Громадная заслуга КПК и лично Си Цзиньпина состоит в том, что китайское общество хранит верность идеалам марксизма-ленинизма, строя социализм с учётом национальной специфики вашей большой, красивой и очень интересной страны.

Перечислю важнейшие, на мой взгляд, инициативы руководства КНР на международной арене. В первую очередь это концепция сообщества единой судьбы человечества. Она предлагает путь развития, принципиально отличный от западной модели империалистической глобализации. В поддержку этой концепции Китай разработал конкретные механизмы воплощения в жизнь её идей. Это Инициатива глобального развития, Инициатива глобальной безопасности и Глобальная цивилизационная инициатива. Они получили одобрение десятков стран и уже становятся концептуальной основой реализации целого ряда конкретных проектов.

Практическим воплощением крупных инициатив Пекина стал, в частности, проект «Один пояс и один путь». Его задача — соединить страны и континенты посредством торговли, инвестиций, развития инфраструктуры и обменов между людьми. Участниками «Пояса и пути» стали уже 150 стран. За 10 лет эта инициатива позволила освоить инвестиции почти на 1 триллион долларов в рамках более 3 тысяч совместных проектов. Китай увеличил товарооборот со странами вдоль маршрутов «Пояса и пути» вдвое — до 2,07 триллиона долларов. По прогнозу Всемирного банка, к 2030 году развитие инициативы «Один пояс, один путь» позволит создать 420 тысяч рабочих мест в странах — партнёрах КНР.

В основе международной стратегии Китая лежат идеи равноправия и справедливости. На последнем саммите участников «Пояса и пути» Си Цзиньпин отметил, что эта инициатива продолжит развиваться на неизменных принципах совместного планирования, совместного строительства и совместного использования. «Здесь не будет места блоковой конфронтации и геополитическим играм, односторонним санкциям, экономическому шантажу и попыткам разъединения», — подчеркнул Председатель КНР. По его словам, история развития древнего Шёлкового пути доказала, что развитие и процветание достигаются не боевыми конями и длинными копьями, а караванами верблюдов и добром, не военными кораблями, а торговыми судами и дружбой. И это именно то, чего не хватает сегодня системе международных отношений.

— В чём вам видится глубинный смысл комплекса инициатив китайского лидера в стране и в мире? Можно ли сказать, что с момента прихода Си Цзиньпина к власти сформировались целостная концепция в области государственного управления внутри страны и комплекс инициатив на международной арене?

— Как последователи идей Маркса, Энгельса, Ленина мы, коммунисты, знаем, что отделять друг от друга внутреннюю и внешнюю политику нельзя. Обе они являются надстройкой над экономическим базисом и выражают в первую очередь интересы правящих классов. Например, в капиталистической системе эксплуатация собственных рабочих идёт рука об руку с внешней экспансией и захватом рынков. При этом иногда буржуазия пытается снизить недовольство отечественных трудящихся подачками, разжиганием шовинистических и националистических настроений.

Народный Китай с момента своего образования взял курс на строительство социализма. И, вопреки спекуляциям тех, кто уверяет, что всё это лишь ширма для рыночных реформ, Пекин уверенно укрепляет социалистические основы своего государства. В этом отношении характерна встреча, проведённая недавно главами Китая и Вьетнама. На переговорах с премьер-министром Вьетнама Фам Минь Чинем Си Цзиньпин заявил, что Китай и Вьетнам должны плыть вместе на одном корабле социализма.

Хочу также напомнить, что на XIX съезде КПК намечен стратегический план по полному построению модернизированной социалистической державы. С 2020 по 2035 год предполагается в основном осуществить социалистическую модернизацию, а с 2035 года до середины века превратить Китай в богатую и могущественную, демократическую и цивилизованную, гармоничную и прекрасную модернизированную социалистическую державу.

Такая политика означает повышение руководящей роли КПК и всё большее вовлечение народа в управление страной. Мы видим, как руководство Китая ведёт беспощадную борьбу с коррупцией, карьеризмом, расточительством, гедонизмом — этими язвами, которые способны приводить к буржуазной контрреволюции. На рубеже 1980—1990-х годов эти явления в нашей стране в немалой степени способствовали разрушению Советского Союза и привели к тяжелейшей геополитической катастрофе, последствия которой ощущаются до сих пор.

Крайне важно, что руководство КНР уделяет первоочередное внимание повышению жизненного уровня широких слоёв населения. В стране ликвидирована крайняя бедность. За последние сорок лет из нужды выведено более 700 миллионов человек. Ни одна капиталистическая страна не в состоянии похвалиться чем-то подобным. И это тоже результат социалистического выбора, который позволяет осуществлять принцип «народ — прежде всего».

Схожие ценности положены в основу внешней политики Китая. Она принципиально отличается от курса западных держав, базирующегося на принципах «большой дубинки» и «железного кулака». Колониальные захваты сопровождались чудовищными преступлениями — актами геноцида, работорговлей, стравливанием народов друг с другом. Всё это было подчинено целям извлечения прибыли, что является сутью капитализма. И пока капитализм жив, эти методы будут по-прежнему применяться. Разве не это мы наблюдаем в секторе Газа, Йемене, а чуть ранее видели в Ливии, Ираке, Афганистане?

Китайская же дипломатия — это дипломатия интернационализма, равноправия, совместного развития для общего процветания. Эти ценности характеризуют все международные инициативы Пекина. Председатель КНР хорошо выразил это в своём выступлении на Бизнес-форуме БРИКС-2023. По его словам, Китай дышит одним воздухом с другими развивающимися странами и стремится к единой с ними судьбе. Как отметил Си Цзиньпин, КНР решительно отстаивает общие интересы стран Глобального Юга, работает над увеличением представительства и голоса формирующихся рынков и развивающихся стран в глобальных делах.

Более подробно цели Пекина отражены в концепции инициативы по глобальной безопасности. Она предложена Си Цзиньпином в 2022 году и наглядно показывает отличие социалистической внешней политики от буржуазной, китайской от западной. Как подчёркивает концепция, поддержание мира и безопасности во всём мире и содействие глобальному развитию и процветанию должны стать стремлением всего международного сообщества.

Стратегия содержит шесть основополагающих принципов. Во-первых, это необходимость придерживаться видения общей, всеобъемлющей, совместной и устойчивой безопасности, в частности уважать и гарантировать безопасность каждой страны, продвигать сотрудничество путём политического диалога и мирных переговоров.

Во-вторых, твёрдая приверженность уважению суверенитета и территориальной целостности стран. Все страны — большие или малые, сильные или слабые, богатые или бедные — являются равноправными членами международного сообщества. Необходимо уважать их суверенитет и право самостоятельно выбирать социальную систему и путь развития. Вмешательство в их внутренние дела недопустимо.

В-третьих, приверженность соблюдению целей и принципов Устава ООН. Китай призывает все страны к многостороннему подходу, отстаивает международную систему с центральной ролью ООН. Как указывается в документе, менталитет «холодной войны», блоковая конфронтация и гегемонизм противоречат духу Устава ООН и должны быть отвергнуты.

Четвёртый принцип означает уважение к озабоченностям в сфере безопасности каждой страны. Безопасность одного государства не должна обеспечиваться за счёт других. Любая страна должна учитывать разумные озабоченности других в области безопасности. Данный пункт прекрасно подходит к сегодняшней ситуации вокруг Украины. Втягивание Киева в военно-политические авантюры США и НАТО создало крайне острую угрозу национальным интересам и безопасности России.

В-пятых, инициатива по глобальной безопасности предусматривает мирное урегулирование разногласий и споров между странами путём диалога и консультаций. Она определяет, что война и санкции не могут являться фундаментом для решения спорных проблем.

Шестой принцип заключается в поддержании безопасности по самым различным направлениям, включая традиционные и нетрадиционные. КНР призывает все страны мира объединить усилия для урегулирования региональных споров и глобальных проблем, таких как терроризм, изменения климата, кибернетическая и биологическая безопасность.

Выражая суть китайской линии на мировой арене, Си Цзиньпин отмечает, что Китай не участвует в геополитических играх и блоковом противостоянии. КНР выступает против односторонних санкций и экономического давления. В этом цели Китая и России, безусловно, совпадают.

— На ваш взгляд, каково значение китайского опыта в области государственного управления для других стран, особенно развивающихся?

— Значение этого опыта трудно переоценить. Китай показывает, каких успехов может достичь страна, которая выбрала социалистический путь развития и не допускает вмешательства в свои дела зарубежных «благодетелей». Конечно, у каждого государства и общества есть своя специфика. Она связана с историей, культурой, национальными особенностями. На это, кстати, постоянно указывали классики марксизма-ленинизма. Они считали, что разнообразие условий, в которых действуют социалисты разных стран, требует и разнообразия в средствах достижения единой цели.

Я уверен, что учёт национальной специфики стал одной из причин успехов китайских коммунистов. О её роли в осуществлении марксистских идей ещё в 1930-е годы говорил Мао Цзэдун в цикле лекций «Проблемы стратегии революционной войны в Китае». По его словам, «общие принципы марксизма всегда существуют в конкретных национальных формах». Основываясь на принципе, что «практика является критерием истины», Мао Цзэдун предостерегал от догматичного понимания марксизма: «Мы должны осуществлять руководство исходя из обстановки внутри страны, внутри провинций, внутри уездов и волостей; из присущих им, а не выдуманных закономерностей; искать внутренние связи в окружающих нас вещах».

В ходе проведения политики реформ и открытости Дэн Сяопин подчёркивал руководящую роль марксизма и необходимость твёрдо придерживаться курса строительства социализма. Он указывал на необходимость объединения всеобщих принципов марксизма с конкретной ситуацией в стране, подчёркивал необходимость «идти собственным путём, строить социализм с китайской спецификой».

Таким образом, опыт Китая учит нас, что творческое развитие марксизма, его соединение с культурными особенностями народа дают великолепные результаты. Это первый и самый главный вывод.

Второй вывод состоит в значении наработок Си Цзиньпина в области государственного управления. В частности, это касается дисциплины и чистоты, которых должны твёрдо придерживаться руководящие органы государства. Это действительно крайне необходимо во избежание их разложения и ослабления страны.

Не менее важен внимательный анализ международной ситуации, кропотливое изу-чение динамики мировых событий. Только поняв окружающую обстановку, можно выработать эффективные инструменты реагирования. Как неоднократно подчёркивал Си Цзиньпин, процветать могут лишь те государства, которые идут в ногу со временем, понимают контекст и требования эпохи. Разумеется, это не означает забвения основополагающих ценностей. Напротив, перед нами то самое творческое отношение к марксизму, которое является залогом его успешной реализации.

Наконец, китайский опыт управления говорит о том, что любые гегемонистские устремления ведут в тупик. Экспансия и разорение других стран несут лишь временную выгоду буржуазным державам. Следствием этой политики становятся нестабильность и нарастающие угрозы для безопасности. В конечном счёте это ударяет и по самим экспансионистам. Так, вмешательство Запада в дела арабских и африканских государств, интервенции, перевороты и гражданские войны вызвали всплеск миграции, от которой Европа не знает как защититься. Это же касается Западного полушария, где США два столетия грабили страны, тормозили их развитие, свергали прогрессивные режимы и навязывали своих ставленников. Теперь бедствующие жители этих стран штурмуют границы Соединённых Штатов, усугубляя политический кризис уже внутри них.

Нельзя не вспомнить и то, что стало питательной средой для так называемого международного терроризма. В немалой степени этому способствовала поддержка самых радикальных реакционных движений странами Запада для борьбы с СССР. Другой стороной этих процессов стало грубое вмешательство в дела мусульманских стран — с вторжениями в Афганистан, Ирак, Ливию.

Наш современный мир тесно взаимосвязан. В нём происходит интернационализация угроз. Откровенно глупо надеяться «пересидеть грозу» под защитой двух океанов и мощных вооружённых сил, как это делает Вашингтон.

  Принципиально иной путь предлагает Китай. Его подход к госуправлению базируется на ценностях гармонии, взаимообогащения, равноправия, учёта интересов всех игроков. «Мир, дружелюбие и гармония — это ценности, заложенные в китайской цивилизации. Агрессия и экспансия не заложены в наших генах», — заявляет Си Цзиньпин. По его оценке, китайский народ хранит горькие и глубокие воспоминания о потрясениях и страданиях, причинённых ему за последние два столетия: «Я часто говорю, что то, против чего выступает китайский народ, — это война, то, чего он хочет, — это стабильность, а то, на что он надеется, — это прочный мир во всём мире. Великое возрождение китайской нации не может быть достигнуто без мирной и стабильной международной обстановки».

Книга «Си Цзиньпин о государственном управлении» переведена уже на 24 языка. Стоит ли удивляться, что, поступив на прилавки книжных магазинов более 160 государств и регионов мира, она пользуется большим спросом. Народы планеты искренне и закономерно восхищаются достижениями Китая. Они всё больше хотели бы использовать успешный опыт КНР в собственных условиях, ради развития своих стран.

— В 1960-х и 1970-х годах «маоизм» появился в Китае и оказал определённое влияние на разные континенты. Что вы думаете о руководящей философии и мышлении нынешних китайских лидеров? Насколько нынешняя система идей в области государственного управления и внешнеполитических концепций отличается от того, что было раньше в Китае и в других странах?

— Мао Цзэдун и его идеи оказали огромное влияние на развитие левого движения в мире и на международную обстановку. Выше я упомянул о вкладе Мао Цзэдуна в творческую разработку марксистской теории. Именно он заложил основу концепции «социализма с китайской спецификой», которая была обогащена следующими поколениями китайских коммунистов.

Ещё одна заслуга Мао Цзэдуна в том, что построение социализма невозможно «по мановению руки». Оно может осуществиться лишь в несколько этапов, через создание материально-технических и социальных предпосылок перехода к новому обществу. Это особенно актуально для слаборазвитых аграрных стран. В политическом отчёте VII съезду КПК в 1945 году Мао Цзэдун указывал на утопичность построения социализма автоматически на развалинах полуфеодального и полуколониального общества без использования многоукладных хозяйственных структур, без раскрепощения и развития личности у сотен миллионов людей. Он подчёркивал невозможность «одним махом перескочить в социалистическое общество».

Большой вклад идеи Мао Цзэдуна внесли в мировое национально-освободительное движение. Наиболее активно это происходило в то время, когда Советский Союз после смерти И.В. Сталина всё больше отходил от идей диктатуры пролетариата и пролетарского интернационализма. Поставив во главу угла своего курса недопущение третьей мировой войны, СССР шёл на определённые компромиссы во внутренней и внешней политике. Китай же играл возрастающую роль в деле поддержки сил, сражавшихся за освобождение народов Африки, Азии, Латинской Америки. В этих странах до сих пор чтут вклад КНР и Мао Цзэдуна и их борьбу за национальную независимость.

Нельзя сказать, что развитие Китая при Мао Цзэдуне было гладким. Теоретические подходы и реализация их на практике переживали перемены, в том числе драматические. На это влияли и объективные, и субъективные факторы. Тем не менее идеи Мао Цзэдуна имеют непреходящее значение для Компартии Китая, КНР и всего коммунистического движения.

В Уставе КПК в редакции XIX съезда говорится: «Соединив основные положения марксизма-ленинизма с конкретной практикой китайской революции, китайские коммунисты в лице своего главного представителя товарища Мао Цзэдуна создали идеи Мао Цзэдуна. Идеи Мао Цзэдуна как результат применения и развития марксизма-ленинизма в Китае представляют собой правильные, подтверждённые практикой теоретические принципы и обобщение опыта китайской революции и строительства, квинтэссенцию коллективного разума Коммунистической партии Китая.

Руководствуясь идеями Мао Цзэдуна, Коммунистическая партия Китая привела многонациональный народ страны через длительную революционную борьбу против империализма, феодализма и бюрократического капитализма к победе в новодемократической революции и созданию Китайской Народной Республики — государства демократической диктатуры народа. Вслед за этим были успешно осуществлены социалистические преобразования, завершён переход от новой демократии к социализму, созданы основные системы социализма, получили развитие социалистическая экономика, политика и культура».

Значение идей Мао Цзэдуна подчеркнул Си Цзиньпин в выступлении по случаю его 130-летия. По словам генерального секретаря ЦК КПК, «товарищ Мао Цзэдун принадлежит к поколению великих людей, которые привели китайский народ к полному изменению своей судьбы, а страну — к изменению облика. Это великий интернационалист, внёсший значительный вклад в дело освобождения угнетённых народов мира и прогресса человечества». Он добавил, что с Мао Цзэдуна начался процесс «национального возрождения Китая».

Китайские коммунисты следуют идеям о постепенном характере строительства социализма. Так, Дэн Сяопин провозгласил основной целью политики партии преодоление отсталости и ликвидацию бедности. При этом он призывал: «Чтобы социализм имел преимущества по сравнению с капитализмом, необходимо смело заимствовать и изучать все достижения цивилизации человеческого общества, все передовые методы хозяйствования и управления зарубежных стран, в том числе и развитых капиталистических стран, отражающие закономерности современного обобществлённого производства».

Также, по словам Дэн Сяопина, нужно всегда исходить из ясного критерия: благоприятствуют ли преобразования в стране «развитию производительных сил социалистического общества, росту совокупной мощи социалистического государства, повышению жизненного уровня народа».

В свою очередь Цзян Цзэминь, выдвинул концепцию «Движение в ногу со временем». Она обозначает, что «вся партийная теория и вся партийная работа должны нести в себе черты эпохи, схватывать её закономерности и отличаться большим творческим характером. От того, удаётся ли всё время делать так, зависит будущее и судьба партии и страны».

Блестящим развитием этих концепций являются идеи Си Цзиньпина о государственном управлении и международной политике. Взяв всё лучшее, он обогатил их новым, современным содержанием. Именно это нашло отражение в концепции глобального сообщества единой судьбы человечества, стратегии «Один пояс и один путь», инициативах глобального развития, глобальной безопасности и глобальной цивилизационной инициативе.

— Дмитрий Георгиевич, почему, на ваш взгляд, иногда возникают разночтения и различные толкования в процессе передачи китайского опыта и идей китайского лидера в других странах? В чём причины такого различного восприятия?

— Любая страна имеет свой уникальный исторический путь, свою национальную культуру, свои ценности. Китайские коммунисты учитывают это при разработке своих концепций и инициатив. В ходе недавнего Диалога высокого уровня между КПК и политическими партиями мира в Пекине Си Цзиньпин призвал уважать многообразие цивилизаций. По его словам, странам следует придерживаться принципов равенства, взаимного обучения, диалога и сделать так, чтобы отчуждение преодолевалось культурными обменами, столкновения — взаимным обучением, чувство превосходства — инклюзивностью.

В самом деле, разнообразие культур является не препятствием, а возможностью построить равноправный и справедливый мир. Не случайно в выступлении на Генеральной Ассамблее ООН Си Цзиньпин говорил о порочности политики «разорения соседа» и «каждый за себя». Рано или поздно она приводит к расползанию угроз и проблем. Председатель КНР тогда особо подчеркнул необходимость уважать друг друга в выборе пути и модели развития, высказался за сохранение естественного ландшафта многокрасочных цивилизаций человечества.

Противодействие, которое идеи и инициативы руководства КНР встречают в других странах, чаще всего является следствием целенаправленной антикитайской политики Запада. В стратегических документах США и НАТО Китай назван главной угрозой их гегемонии. В опубликованной в 2022 году новой версии Стратегии национальной безопасности США Пекин поставлен на первое место в качестве главного конкурента. Утверждается, что КНР является единственной страной, которая намерена изменить международный порядок и располагает возрастающей экономической, дипломатической, военной и технологической мощью, чтобы добиться этого.

Мешать развитию Китая Запад во главе с США собирается по всем направлениям, включая экономическую войну, технологическую блокаду, наращивание военных сил вокруг КНР, провоцирование сепаратистских течений внутри страны. Одновременно глобальный капитал развязал против Китая информационную войну. В этом откровенно признаются высшие руководители Белого дома. Вот что заявил госсекретарь США Энтони Блинкен: «Президент Байден поручил министерству обороны рассматривать Китай в качестве своего главного вызова для обеспечения того, чтобы Вооружённые силы США сохраняли превосходство. Мы будем стремиться сохранить мир с помощью нового подхода, который мы называем «комплексным сдерживанием», — с привлечением к сотрудничеству союзников и партнёров; работой в сфере обычных вооружений, ядерной, космической и информационной областях; использовании наших сильных сторон в экономике, технологиях и дипломатии».

Все силы Запада брошены на то, чтобы представить Китай и его мотивы в чёрном свете. Раскручивается ложь о том, что Пекин затягивает своих партнёров в «долговые ловушки». Утверждается, что КНР вынашивает агрессивные планы в отношении Филиппин, Индии и других стран. Так свои собственные пороки Запад пытается перенести на Китай, чтобы оклеветать его политику. Задача прогрессивных сил планеты — разоблачать эту клевету, показывая, что инициативы Пекина служат интересам народов всех стран.

— Вы много лет занимаетесь Китаем. Что, на ваш взгляд, Китаю следует предпринять, чтобы повысить узнаваемость своих идей, инициатив и мнений за рубежом и скорость их распространения? Как следует рассказывать «китайскую историю», одновременно рассказывая «китайскую правду»? Какие меры, в частности, следует предпринять, чтобы в России предметно и правильно понимали современный Китай?

— Китай много делает для того, чтобы рассказать правду о себе и своих целях. В этом ему помогают друзья и единомышленники из разных стран мира. Например, Коммунистическая партия Российской Федерации прилагает немало усилий для популяризации китайского опыта. Мы делаем это через свои печатные и сетевые издания, через телеканал «Красная Линия». Депутаты КПРФ рассказывают избирателям о проектах и инициативах руководства КНР. И пример активной позиции в этих вопросах показывает лидер нашей партии Геннадий Андреевич Зюганов.

Такого рода работа друзей КНР в разных странах мира очень важна. Она важна ещё и потому, что за время своего господства Запад поднаторел не только в методах экспансии и политических интригах, но и в борьбе за умы и сердца людей. Существует целый комплекс рычагов, с помощью которых он поддерживает свою популярность среди жителей разных стран. Это смесь из манипуляций, подачек, запугиваний, лжи о других странах, очернения соперников Запада, включая Китай. Ведущие СМИ Европы и США — это огромные империи, с многомиллиардным финансированием, с десятками корреспондентских пунктов, с огромным пулом разного рода экспертов и псевдоэкспертов.

Противопоставить всему этому Китай может только правду и кропотливую, выверенную работу по её распространению. Конечно, эта деятельность должна быть комплексной. Она призвана включать информацию о Китае «из первых рук» и о взгляде Пекина на мировые события. Не менее важно знакомить жителей разных стран с китайской культурой, языком, новинками кинематографа. «Институты Конфуция» и «Уголки Конфуция» — хороший тому пример.

При всём при этом, на мой взгляд, Китаю необходимо не только расширять поле информационной деятельности, в частности увеличивая аудиторию своих СМИ. Крайне важно и содержание этой деятельности. Запад умело маскируется под интересы и нужды общества, на которое оказывает влияние. Так, финансируемые США и ЕС издания поднимают острые темы коррупции и социальной жизни. Подконтрольные им неправительственные организации берутся за проблемы местных сообществ, за правовую защиту жителей. Они охотно хватаются за проекты в образовании и здравоохранении, включаются в решение вопросов водоснабжения, внедрения новых сельхозкультур. Конечно, эта помощь далеко не бескорыстная и не искренняя. Но порой она создаёт для неискушённых людей впечатление о «добром, честном, заботливом» Западе.

Китай строит свою международную политику на принципиально других идеях: равноправии и уважении к многообразию. И там, где Запад подходит к решению вопросов с лицемерием, ваша страна может действовать с чистой совестью и искренним желанием помочь. Это означает наращивание внимания к странам — партнёрам Пекина. Например, Китай может делиться своим опытом в борьбе с бедностью, заключая с правительствами соглашения о совместной работе в «пилотных» районах.

Китайские издания и их представительства могли бы не только рассказывать о Китае, но и затрагивать важные темы для тех стран, где они базируются. При этом, безусловно, важно не перейти грань вмешательства во внутренние дела зарубежных государств. Но идти этим путём нужно, находя необходимый баланс.

Всё это тем более важно, что Китай привержен построению социалистического общества — общества социальной справедливости. Пекин способен помочь расширению справедливости в странах-партнёрах, откликаясь на их общественные запросы, оказывая необходимую организационную, информационную и иную поддержку. Тем самым Китай сможет добиться ещё большего внимания к своим инициативам и выведет на новый уровень понимание населением других стран того пути, которым движется КНР.

«Правда», №33, 29 марта — 1 апреля 2024 года

Показать больше
Back to top button