Top.Mail.Ru

По сценарию средневековья

То, что происходит сейчас во Франции, вполне справедливо расценивается местными СМИ как крупнейшее выступление тружеников сельского хозяйства против властей страны за последние без малого 700 лет. Тогда, весной 1358 года, в разгар Столетней войны между французами и англичанами, оказавшиеся на грани разорения крестьяне подняли антифеодальное восстание, получившее название «Жакерия» (дворяне презрительно называли крестьян «жаками»).

Доведённые до отчаяния бесконечными поборами и грабежами со стороны собственных феодалов, ростом и без того непомерных налогов, а также разорительными набегами на их деревни англичан, «жаки» начали жечь поместья своих сеньоров и поднимать на вилы их владельцев, попутно давая отпор и английским захватчикам. Антифеодальные выступления крестьян охватили почти всю страну, а главные силы «жаков» двинулись на Париж. Но не дошли: уже к середине лета восстание было подавлено объединёнными силами французских и английских феодалов, проявивших даже во время войны «классовую солидарность»…

Говоря о сходстве тех событий с нынешними, следует выделить главное: сегодняшние «жаки» — это доведённые до отчаяния политикой собственного правительства французские фермеры. Они оказались на грани разорения из-за невозможности сбыта своей продукции, ставшей неконкурентоспособной на фоне более дешёвой, поступающей в первую очередь с Украины. А также из-за резкого увеличения цен на топливо для сельскохозяйственной техники и удобрения при одновременном сокращении фермерских субсидий.

Правда, на этом глобальном аспекте сходство с «Жакерией» и заканчивается. Современные «жаки», хоть и настроены решительно, но на вилы никого не поднимают и не штурмуют замки и поместья. Они выбрали в борьбе за свои права цивилизованный способ XXI века: тысячи тракторов перекрыли многие главные автомагистрали страны, фермеры останавливают на дорогах фуры с иностранной сельхозпродукцией и уничтожают её. Сотни тракторов вошли в пригороды Парижа, демонстрируя решимость фермеров в переговорах с властями.

А что же власти? В разгар этих событий президент страны Макрон… отправился в зарубежное турне, взвалив фактически решение всех проблем на плечи новоиспечённого премьер-министра Габриэля Атталя. Молодой и неопытный премьер в такой ситуации ожидаемо растерялся и пока ограничивается обещаниями фермерам рассмотреть и в ближайшее время решить волнующие их вопросы. Одновременно он призвал бастующих к соблюдению порядка и ответственности за «высокое звание гражданина Франции».

Правда, этому предшествовали и другие шаги. Встревоженные движением сотен тракторов на Париж, власти выставили на их пути на всех основных дорогах к городу 15 тысяч полицейских и жандармов, усилив этот корпус силовиков специальными бронемашинами. Но остановить фермеров не получилось, что, видимо, окончательно напугало месье Атталя. Армада тракторов, привычных к движению в полевых условиях, просто съехала на бездорожье и, обойдя спешно созданную властями под Парижем «линию Мажино», спокойно продолжила путь к столице, вскоре въехав в её предместья. Там фермеры намерены пробыть столько, сколько потребуется времени правительству для оказания им реальной, а не словесной помощи, периодически напоминая о своём присутствии различными мирными, но резонансными акциями.

Ещё одним важным отличием сегодняшних выступлений фермеров от средневекового восстания «жаков» является небывалая массовость, фактически её общеевропейский охват. «Жакерия», как известно из истории, возникла и была подавлена строго на территории Франции. Протесты же фермеров XXI века шагнули далеко за пределы границ Пятой республики и получили широкую поддержку во многих других странах Европы.

Центр фермерских протестов к середине минувшей недели переместился с территории Франции в Бельгию. Местные фермеры, получившие подкрепления от товарищей по несчастью из Германии, Франции, Нидерландов, Испании и ряда других стран, организовали марш на Брюссель, желая донести свои требования до руководства Евросоюза. Тысячи тракторов двинулись к бельгийской столице. Власти выставили на пути протестующих не только полицейские кордоны на броневиках, но даже… противотанковые «ежи»! Тем не менее все основные дороги к Брюсселю были фермерами блокированы, а часть их на своих тракторах сумела прорваться в центр города и оказаться непосредственно возле площади перед зданием Европарламента. Оставшиеся за пределами столицы ЕС манифестанты останавливали фуры с дешёвой зарубежной сельхозпродукцией и частично уничтожали её, а частично бесплатно раздавали местным жителям словно какой-то «коллективный Робин Гуд».

Те же, кто оказался на площади перед Европарламентом (на снимке), сразу обозначили своё присутствие поджогом автопокрышек и стычками с полицией. Из рядов радикально настроенной фермерской молодёжи в полицейских летели тухлые яйца и петарды, жандармы отвечали водомётами и светошумовыми гранатами. И хотя серьёзно пострадавших в этих стычках не оказалось, за окнами Европарламента не могли не обратить внимание на то, что творилось у его стен.

Ведь Европарламент обсуждал в это время самый для себя животрепещущий вопрос: об оказании помощи Украине в размере 50 млрд евро на ближайшие четыре года. И сторонники этого шага сумели добиться своего. Решение, несмотря на «особую позицию» Венгрии, было принято. Венгерский премьер Виктор Орбан, правда, сумел настоять на том, чтобы к рассмотрению такого решения возвращались ежегодно по мере развития ситуации на Украине, но своё согласие всё же дал. И только после этого европарламентарии и руководство ЕС объявили о том, что в ближайшее время рассмотрят вопросы о положении фермеров в Евросоюзе и оказании им необходимой помощи.

Вскоре часть «трактористов» покинули Брюссель, но самые решительно настроенные остались ждать обещанного, как и фермеры, ранее прорвавшиеся к Парижу. И, наверняка, не напрасно. Ведь верить обещаниям современных европейских политиков — дело весьма неблагодарное. Последние всегда найдут повод либо затянуть решение проблемы, либо вообще отказаться под любым благовидным предлогом.

И вот тогда, по примеру средневековых «жаков», их современным собратьям впору будет «взяться за вилы». В переносном смысле этих слов, конечно. А именно: продолжать манифестации и одновременно увязать удовлетворение своих требований с предстоящими уже ближайшим летом выборами в Европарламент. Ведь как раз труженики сельхозсектора составляют немалую часть избирателей, которые будут отдавать свои голоса на этих выборах тому или иному политику в собственной стране. И нет сомнений в том, что отношение «за» или «против» к нынешним выступлениям фермеров вполне может стать для любого кандидата решающим фактором в предстоящем голосовании.

Николай ПЕТРОВСКИЙ.

«Правда», №12, 6-7 февраля 2024 года

Показать больше
Back to top button