Top.Mail.Ru

В Финляндии состоялась масштабная забастовка против реформ рынка труда

В Финляндии состоялась масштабная забастовка против реформ рынка труда, затронувшая почти все сферы жизни страны и нанёсшая национальной экономике ущерб в 360 млн евро. Участники стачки — представители профсоюзов строителей, электриков, работников сферы обслуживания, сотрудников публичного сектора и сферы социального обеспечения, целлюлозно-бумажной промышленности, профобъединения среднего и младшего медперсонала, преподавателей, а также профсоюз работников автомобильной и транспортной промышленности — выступили против правительственных нововведений, включающих сокращение больничных выплат и пособий по безработице, упрощение процедуры увольнения, запрет на организацию забастовок и ряд других явно антинародных мер.

Волна забастовок, к которой присоединились более 200 тысяч человек, началась с акции работников дошкольных учреждений, из-за которой в столичном регионе Хельсинки, например, закрылись все детские сады. Затем остановилась работа ряда заводов и фабрик, клининговых компаний и служб доставки, банков и почты, захлопнули двери магазины розничной торговли и продуктовые сети, отели и рестораны, прекратилось движение общественного транспорта, прервалось автобусное, морское и авиасообщение.

До отчаяния финнов, устроивших уже вторую с конца декабря общенациональную стачку, довело правительство под руководством премьера Петтери Орпо, основу которого составляют сторонники правой националистической партии «Истинные финны», объявившие новый экономический курс, предусматривающий снижение социальных расходов в пользу продолжения милитаризации страны. В первую очередь власти урезали финансирование больниц, размер социальных и жилищных субсидий, а затем приступили к поэтапному снижению пособий по безработице. Впрочем, это только начало. По словам министра финансов Риикки Пурры, «для того, чтобы госэкономика держалась в рамках, нужны прямые сокращения казённых затрат примерно ещё на миллиард евро».

Между тем в стране наблюдается массовый крах крупных, средних и малых предприятий. Если в 2023-м было подано более 700 заявок на банкротство, то в этом году, по прогнозам экспертов, их количество рискует удвоиться.

Кроме того, госдолг Суоми (так финны называют свою родину) стремительно растёт. С 2008-го по январь 2024-го он достиг 75% ВВП, превысив отметку в 160 млрд долларов. Для столь небольшой страны, как Финляндия, это просто невообразимая сумма.

Однако проблема отнюдь не только в том, что в последние годы страна тратила больше, чем зарабатывала, то есть практически жила в долг. Главная причина, о которой кабинет Орпо предпочитает не говорить, это вступление страны в НАТО. Сторонники вливания в «дружную» североатлантическую семью заверяли, будто этот шаг позволит снизить расходы на оборону. На деле же всё получилось с точностью до наоборот: как член блока Финляндия вынуждена теперь не только платить ежегодный взнос, но и модернизировать свои военные базы. А это обойдётся в кругленькую сумму.

Серьёзный удар по экономике страны нанесли и антироссийские санкции: разрыв экономических связей с РФ, проходивший примерно в три этапа в течение последних 20 лет, негативно сказался на национальной экономике. Финский журналист Кости Хейсканен даже сравнил страну с паровозом, летящим в пропасть.

Надо отметить: мощная стачка состоялась в преддверии второго тура президентских выборов, назначенных на 11 февраля, а потому кандидаты на высший госпост не могли обойти эту тему в теледебатах, но по-разному оценили роль президента в подобных ситуациях.

Лидирующий, согласно соцопросам, в гонке экс-премьер Александр Стубб полагает, что глава государства может вмешаться в дискуссии о политике в сфере труда, если под угрозой оказывается безопасность поставок, однако в целом такие вопросы, считает политик, не входят в должностные обязанности президента. Его оппонент, экс-руководитель МИД Пека Хаависто, придерживается другой позиции. По его мнению, лидер страны может вести «закулисные» переговоры с различными сторонами конфликта или выступить с публичными призывами.

Рейтер.

«Правда», №12, 6-7 февраля 2024 года

Показать больше
Back to top button