31 января Госдума приняла во втором и третьем чтениях закон, который предусматривает конфискацию имущества и лишение почетных званий за деятельность, направленную против страны, а также за публичные оскорбления и дискредитацию армии.
Дабы исключить некорректную трактовку закона, профильный комитет Госдумы по государственному строительству и законодательству разъяснил, что нынешняя конфискация отличается от той, что применялась в советском уголовном праве. Сегодня это не вид наказания, а «мера уголовно-правового характера… назначение которой — изъятие орудий преступления, [всего] того, что нажито преступным путём (деньги, ценности, имущество) и… направлено на финансирование преступной деятельности». Поэтому прежде чем что-то конфисковать, надо будет доказать взаимосвязь этого имущества с совершённым преступлением.
Закон был поддержан всеми фракциями политических партий, за исключением «Новых людей». Либералы не стали участвовать в голосовании.
Николай Коломейцев, заявив от имени фракции КПРФ о поддержке закона, сделал очень важное замечание, касающееся «клеветников России». По словам парламентария, перезрел вопрос создания общественных советов на телевидении, где на всевозможных ток-шоу и сколачивали свои состояния те, кто сегодня льёт воду на мельницу врага. Депутат обратил внимание на то, что по-прежнему в российских магазинах продаются книги писателей, признанных в нашей стране террористами, экстремистами и иноагентами. «А разве типографии не должны нести ответственность?! — задался вопросом Николай Васильевич. — Они получают деньги, и им до фонаря, про что они пишут». По мнению Коломейцева, борьба за умы — главная в той гибридной войне, в которую мы вступили. «Мы четыре законопроекта об общественных советах вносили — все отклонили. Но другого варианта нет», — заявил парламентарий, предложив создать рабочую группу для решения этого вопроса.
Первого заместителя руководителя фракции КПРФ поддержал старейший депутат, входящий ныне во фракцию «Справедливая Россия — Патриоты — За правду» Анатолий Грешневиков. Он напомнил о том, что Госдума рекомендовала забрать из министерства цифрового развития телевидение, книгоиздание, писательские союзы. Но идёт уже второй год, а поручение Госдумы не выполняется. «Между тем телевидение — это главное информационное оружие сегодня, а оно работает не на Россию», — сказал депутат. Он также отметил, что «из Союза писателей патриотического ни один писатель не уехал за границу, а из противоположного — либерального — 140 писателей уехали».
«Если это позиция политических фракций… давайте подготовимся к отчёту правительства, и, когда председатель правительства придёт в Государственную думу, обсудим этот вопрос», — предложил спикер палаты Вячеслав Володин. Отчёт правительства перед Госдумой должен состояться в марте. Посмотрим, будет ли выполнено это намерение.
Непривычно мало было рассмотрено законопроектов на этом пленарном заседании — всего одиннадцать. Из них приняты в первом, втором или третьем чтении лишь пять. Но не это главное. Многие обсуждаемые вопросы носили, скажем так, мировоззренческий характер: о роли банков в экономике страны, о том, кто более эффективный собственник — государство или частник, о деофшоризации и национализации.
Все законопроекты, внесённые депутатами из малых парламентских фракций, а также один законопроект, инициированный Законодательным собранием Ленинградской области, были отклонены. Однако порождённая ими дискуссия, возможно, станет в будущем толчком для принятия судьбоносных для страны решений.
Законодательная инициатива ленинградского областного парламента об увеличении предельного размера страхового возмещения по банковским вкладам с 1,4 миллиона рублей до 3 миллионов стала поводом для полемики между КПРФ и ЛДПР.
Для комитета Госдумы по финансовому рынку, позицию которого представлял член фракции ЛДПР, «основной целью функционирования системы страхования вкладов является поддержание её стабильности». Для коммунистов важнее защищённость граждан. Предельный размер страхового возмещения по банковским вкладам не менялся уже почти 10 лет. За это время накопленная инфляция составила почти 100 процентов. А мы отказываемся повысить гарантии гражданам даже сейчас, когда Запад пытается расшатать нашу банковскую и финансовую систему, заметил Артём Прокофьев.
«Только за два последних года официальная инфляция составила 20%. Рубль в прошлом году девальвировался на 35%. И в этих условиях для того, чтобы сохранялась положительная динамика, чтобы люди несли свои деньги в банк, а не вкладывали их в валюты недружественных государств, без сомнения, нужно увеличивать гарантии по вкладам», — дополнил товарища по фракции КПРФ Ренат Сулейманов.
За прошлый год, в условиях СВО, совокупная прибыль банков составила 3 с половиной триллиона рублей. При этом сумма просроченных кредитов — больше 6 триллионов рублей. Ключевая ставка значительно выше процентной ставки по вкладам. Вот и получается, что банковская система, которая должна быть кровеносной системой страны, выступает в роли ростовщика, заявил Н. Коломейцев. Так что почему бы банкирам не поделиться с теми, кто их обогащает?
По мнению производственных коллективов, банковская система является главным сдерживающим фактором развития экономики России, продолжил депутат-коммунист. У нас «импортируемая» инфляция, считает он. При плавающем курсе рубля большинство товаров завозится из-за рубежа. Чтобы привезти, надо купить валюту, процентов 20 заплатить за логистику, а торговая наценка вообще может достигать 100 процентов. Фракция КПРФ неоднократно вносила законопроект о госрегулировании цен на товары первой необходимости. Но парламентское большинство не желает его принимать. Вот и получается: то олигархи, скупившие птицефабрики, гонят яйцо за границу, создавая дефицит на внутреннем рынке, то нефтяникам отстёгивают из бюджета в виде отрицательного акциза 3,3 триллиона рублей, а они в «благодарность» вздувают цены на дизтопливо. Вы посмотрите на братскую Белоруссию, предложил Николай Коломейцев, там хоть частная заправка, хоть государственная — цены везде одинаковые, правительство строго за этим следит. Всё это взаимосвязанные вещи, и аппетиты банковских воротил, безусловно, надо урезонивать.
Фракция КПРФ выступила в поддержку законопроектов депутатов от оппозиции об ограничении банковской комиссии при оплате покупки товаров банковскими картами с 3,5 до 0,5 процента, о передаче в управление Росимуществу всех расположенных в России активов офшорных компаний в случае, если в течение полугода они не будут перерегистрированы в России. Хотя даже у сторонников законопроектов, не говоря уже об их противниках, обнаружились идеологические разногласия.
«Справороссы», внёсшие законопроект о деофшоризации, подчёркивали, что речь идёт не о конфискации и не о национализации, а лишь о том, чтобы добросовестные собственники перерегистрировались в России. Внефракционный депутат Оксана Дмитриева поддержала законопроект не потому, что он решает вопросы, а потому что он их правильно ставит.
«Единороссы», по сути, выступили в защиту находящихся в офшорах компаний. «Они нарушили законы, попав в офшор? — вопрошали они. — Ответ — нет. Офшоры легальны, это форма получения дополнительной прибыли. Кем? Собственниками этих предприятий. Нет более неэффективного собственника, чем государство. Мы что, снова хотим вернуть в государственные руки и разрушить эту экономику, которая создавалась вот так, по крохам? И она показала свою эффективность, потому что только частное управление позволяет рождать частное предпринимательство, частную инициативу».
«Кто попал в офшоры? Те, кто за шапку сухарей взяли триллионное состояние при искусственно сделанной неэффективной банковской системе?! — бросился в полемику Николай Коломейцев. — Первичные активы вывели туда, брали там кредиты, а всё плохое здесь — и минимальную зарплату, и порчу экологии, и истощение основных средств, а прибыли себе. Это создано для обогащения узкой группы людей. А как же страна?.. Эффективнее государства вообще не может быть собственника… Неэффективность государства создают офшородержатели. А если государственный интерес на первом месте — это интерес народа».
Татьяна ОФИЦЕРОВА.
«Правда», №11, 2-5 февраля 2024 года