Широко используемое в молодёжном сленге слово треш (от английского trash — «мусор»), обозначающее что-то шокирующее и отвратительное, достигло Государственной думы. 25 января палата приняла в первом чтении пакет из двух законопроектов, касающихся административного и уголовного наказания за проведение треш-стримов.
Ещё один англицизм — стрим (англ. stream, букв. — поток), который в слиянии с первым дал название виду прямого эфира в сети интернет, демонстрирующего издевательство над людьми или животными. Эта мерзость притягивает к себе тысячи, а порой и миллионы зрителей, нездорово любопытствующих, негодующих, сочувствующих, но обеспечивающих своим созерцательным и зачастую материальным участием ведущего-стримера тем, чего он жаждет больше всего, — чудовищной славой и деньгами.
Беда в том, что противодействовать расползанию этого зла практически невозможно. Но Госдума попыталась это сделать. Подготовлены три законопроекта, направленных на борьбу с распространением треш-контента. На минувшем заседании рассмотрены два из них. Законопроекты были внесены в повестку дня как приоритетные от фракции «Единой России», однако их соавторами выступили депутаты из всех фракций.
Вводится административная и уголовная ответственность «для лиц, распространяющих в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети интернет, фото-, видеоматериалы с изображением противоправных деяний, совершённых с жестокостью, их последствий, призывы к совершению указанных деяний из корыстных, хулиганских побуждений, а равно по мотивам расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды, либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы».
Один из законопроектов дополняет Кодекс об административных правонарушениях статьёй, грозящей штрафом за распространение таких фото- и видеоматериалов: для граждан от 200 тысяч до 600 тысяч рублей, для должностных лиц — от 300 тысяч до 700 тысяч рублей. Предусматривается также конфискация оборудования, с помощью которого совершено правонарушение, — как правило, это смартфон. Уточняется, что фото и видео, имеющие художественную, научную ценность, работы военных корреспондентов или видеоматериалы, снятые без корыстных мотивов, например для того, чтобы привлечь внимание полиции, треш-стримом не являются. Критерии будут установлены в подзаконных актах, а решать, что именно подпадает под категорию запрещённого контента, будет суд.
Другой законопроект вводит в Уголовный кодекс новое отягчающее обстоятельство — совершение умышленного преступления с публичной демонстрацией, в том числе в средствах массовой информации и интернете. Устанавливаются новые квалифицирующие признаки и усиливается уголовная ответственность по десяти статьям УК РФ за совершение такого рода преступлений. Суд сможет накладывать запрет на занятие осуждённым должностей или на осуществление им определённой деятельности до трёх лет. Подразумевается, что таким образом треш-стримеры будут лишены возможности пользоваться интернетом.
Если поправки в Уголовный кодекс фракция КПРФ поддержала, отметив, что недостатки, которые сейчас есть в законопроекте, вполне устранимы во втором чтении, то с КоАП дело обстоит иначе. Не отработано само понятие «незаконное распространение информации». Недопустимо сначала вводить санкцию, а потом определять, за что же должна наступать ответственность, заявил первый заместитель председателя комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Юрий Синельщиков. А именно так сегодня происходит, поскольку базовый законопроект, который должен ввести новую категорию запрещённой информации в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», ещё не принят.
Кроме того, заслуженный юрист России Ю.П. Синельщиков полагает, что примечание, касающееся «произведений науки, литературы, искусства», полностью нейтрализует нововведение в статью КоАП о злоупотреблении свободой массовой информации. «Ответственность, по существу, не будет наступать почти никогда, во всяком случае, умелый юрист всегда сможет доказать, что в деяниях лица присутствуют элементы произведения науки, литературы, искусства и так далее», — подчеркнул депутат.
Андрея Алехина насторожила формулировка, касающаяся «ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы». Под это определение может попасть и «агитация, направленная на защиту идей социальной справедливости», полагает коммунист.
Разобравшись с треш-стримом, законодатели приступили к другим вопросам. Группа депутатов во главе с Алексеем Куринным обратилась к проблеме проведения патолого-анатомического исследования, которое является обязательным в ряде случаев, определённых законом. Это может быть неясность диагноза, ставшего причиной смерти человека, подозрение на онкозаболевание, криминальный характер смерти.
Если человек умирает дома и смерть не связана с криминалом, родственники умершего часто сталкиваются с большими проблемами. Как доставить тело в морг? Это особенно сложно осуществить в сельской местности, где во многих районах в ходе «оптимизации» здравоохранения отделения судебно-медицинской экспертизы были ликвидированы и тело умершего нужно везти в другой район за десятки, а иногда и сотни километров. Для селян с низкими доходами это становится неразрешимой задачей. При этом в сёлах больше половины людей умирают именно дома. Получается замкнутый круг: без вскрытия не дадут справку о смерти, без неё не выдадут свидетельство о смерти, а без свидетельства о смерти нельзя захоронить человека. Бывает, что в отдалённых северных и дальневосточных регионах страны трупы, отправленные на вскрытие за сотни километров, родственники порой месяцами не могут забрать. Как тут достойно проводить человека в последний путь?!
Депутаты предложили включить доставку тела в патолого-анатомическое отделение для проведения обязательного по медицинским показаниям вскрытия в программу государственных гарантий и оплачивать её за счёт бюджета. Можно делать это в рамках территориальной программы госгарантий, за счёт средств субъекта Федерации, заметил Алексей Куринный. Но «единороссы» отказали гражданам в этой посмертной услуге.
С тем же результатом был рассмотрен законопроект депутата Нины Останиной, направленный на защиту русского языка как государственного и других языков народов России. Председатель комитета Госдумы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства предложила исключить из понятия «национальная продукция средств массовой информации», данного в законе о СМИ, продукцию на иностранном языке. Аналогичное изменение предложено в закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», где содержатся требования к текстовому предупреждению об ограничении распространения информационной продукции среди детей. Также законопроект исправляет лексическую ошибку в законе «О рекламе». Всё это является логическим продолжением принятого год назад закона об ограничении иностранных слов в русском языке и соответствует указу президента о защите наших традиционных ценностей, заметила депутат.
Однако парламентское большинство не поддержало предложения коммуниста. А выступивший от профильного комитета по информационной политике «единоросс» Антон Горелкин заявил, что «такой запрет ограничит права иностранных граждан на получение необходимых сведений». По мнению Николая Коломейцева, обсуждение этого законопроекта, как никакого другого, показывает двойственность парламентского большинства, для которого защита прав иностранцев оказывается важнее, чем защита русского языка.
Выступление Нины Останиной от фракции КПРФ на заседании Госдумы 25 января
Поскольку текущий год объявлен президентом Годом семьи, то этим самым указом нам велено, наверное, говорить о молодых студенческих семьях не только один раз в году, в Татьянин день. Мы должны для самих себя провести своеобразную ревизию принятых законопроектов: а что надо сделать для защиты молодых студенческих семей?
Прямо скажем, не очень получается с защитой, потому что, если судить по голосованию, которое проходило день назад по законопроекту о поэтапном повышении стипендий студентам и аспирантам, нам ещё долго придётся видеть у входа в Государственную думу студентов в одиночных пикетах. Те, кто заходил сегодня в Госдуму через 2-й подъезд, видели, наверное, девушку-студентку, она стояла с плакатом: «В стране будут специалисты, если они смогут выжить на такую стипендию».
Озадаченный проблемой демографии, наш комитет вместе с фракцией КПРФ проводил парламентские слушания. Выступали депутаты всех фракций, много инициатив было, 3 часа обсуждали, спросили студентов: «Ну как вам наши меры?» Они сказали: «Ответьте на два вопроса: где жить и на что жить?»
Сегодня только 1% студентов из 3-миллионной студенческой братии воспитывают детей — это 28 тысяч человек. Поэтому фракция КПРФ предлагает создать семейные общежития квартирного типа в шаговой доступности от вузов, где будут предусмотрены комнаты ребёнка, медицинские кабинеты, ясли для детей. Это поможет молодым мамам и папам совмещать получение образования с воспитанием ребёнка.
Отвечая на второй вопрос: «На что жить?» — наша фракция предлагает начать со стипендии, которая сейчас составляет 11% прожиточного минимума, у аспирантов — 20%. Надо повышать хотя бы поэтапно стипендии, ведь на 3—4 тысячи ребёнка не воспитаешь.
В Калининградской области при рождении ребёнка студенческой семье выплачивается 345 тысяч рублей и последующие 3 года — по 20 тысяч ежемесячно. Хорошо бы эту меру распространить на все другие регионы, помочь из федерального бюджета тем субъектам Федерации, которые являются дотационными.
Мы предлагаем также ввести специальные выплаты для семей, где один из родителей является студентом, аспирантом или ординатором.
Далее, ипотечные кредиты. Николай Михайлович Харитонов как кандидат в президенты встречается с избирателями. Когда он был на Дальнем Востоке, то вышел с инициативой о льготных ипотечных кредитах для молодых семей, проживающих там. Это хорошо, если молодые семьи поедут на Дальний Восток. Но многие регионы нуждаются в молодых специалистах, и нам бы очень хотелось, чтобы они возвращались туда, где родились, к своим истокам.
В Белоруссии есть такая замечательная социальная мера, как списание ипотечного кредита: минус 10% для молодых семей, когда рождается первый ребёнок, минус 20% — второй и так далее, вплоть до полного освобождения от уплаты в случае рождения четвёртого ребёнка.
Почему бы нам не принять этот закон?
Далее. В 2010 году по инициативе фракции КПРФ была принята государственная программа обеспечения жильём молодых семей. Уже тогда, 14 лет назад, на финансирование программы выделялось 4 миллиарда 880 миллионов рублей. А сейчас в бюджете на следующий год только 4 с половиной миллиарда рублей. Семей же на очереди стоит 131 тысяча, и в год получают жильё только 14 тысяч. По условиям программы её участниками могут стать супруги в возрасте до 35 лет. Наша фракция предлагает увеличить возрастной порог до 40 лет.
Все эти меры преследуют исключительно одну цель — стимулировать молодые семьи на рождение следующего ребёнка — второго, третьего, чтобы они становились многодетными.
23 января президент подписал Указ «О мерах социальной поддержки многодетных семей». Я думаю, что мы тоже внесли в это свою лепту, ибо вообще не упускали это из повестки дня не только работы отдельных фракций, комитетов, но и в целом Государственной думы.
Сегодня у нас таких семей насчитывается только 2 миллиона 300 тысяч. В этих семьях воспитываются 7 с половиной миллионов детей. А если бы таких семей было 4—5 миллионов и воспитывалось бы в них 20 миллионов детей, то мы навсегда забыли бы страшные слова «демографическая яма», «демографическая зима», у нас была бы всегда студенческая весна.
Но мне очень хочется, чтобы этот указ президента, который носит рамочный характер, создал бы нам возможности для законодательной деятельности. В указе есть главное — статус многодетной семьи. А вот дальше уже пошла наша работа и работа регионов.
КПРФ не заставила себя долго ждать. Буквально вчера в Оренбурге провела Социальный форум, где наш кандидат в президенты Харитонов рассказал о внесённом законопроекте об освобождении многодетных семей, то есть семей с тремя и более детьми, от подоходного налога.
Понятно, что это выпадающие доходы муниципалитетов и регионов. Но дотационным регионам надо возмещать убытки из федерального бюджета.
На этом Социальном форуме, куда съехались представители всего Приволжского федерального округа, очень долго звучали аплодисменты этому законопроекту. Он действительно нуждается в том, чтобы быть поддержанным депутатами Государственной думы.
Мы предлагаем также рассмотреть законопроект «О досрочном выходе многодетных родителей на пенсию». Когда мы ставим этот вопрос перед минтруда, нам говорят: «И так женщины раньше выходят на пенсию». Насколько раньше? Если многодетная мать воспитывает пятерых детей, она выходит на пенсию в 50 лет, если четверых детей — в 56, если троих детей — только в 57 лет, то есть гораздо позднее, чем это было до пенсионной реформы. А у отцов вообще нет досрочного выхода на пенсию. При этом мужчины меньше живут на 10 лет.
Мы изменили название нашего комитета, включив в него вопросы отцовства. Но забота об отцах должна проявляться не только в названии. Давайте вместе работать, чтобы сокращать выход на пенсию многодетным родителям: и матери, и отцу.
У многодетных семей тоже, как и у молодых, есть жилищная проблема. И фракция КПРФ разрабатывала законопроект, где мы предлагали жилищный сертификат за счёт федерального бюджета выделять тем семьям, где рождается пятый ребёнок. Это не мы изобрели. Приезжаю летом в Бурятию. Не самый богатый регион, но там при рождении четвёртого ребёнка за счёт регионального бюджета предоставляется жильё. Давайте хотя бы при рождении не четвёртого, а пятого ребёнка поможем из федерального бюджета. Повторяю: таких семей с пятью детьми насчитывается на всю страну только 106 тысяч.
У нас много ещё инициатив, мы будем вносить их в виде отдельных законопроектов. У нас по всем действующим нормам выплата семьям с детьми завершается тогда, когда ребёнку исполняется 17 лет. Надо нам в Год семьи привести всё наше законодательство в соответствие с Семейным кодексом.
Могущество России многодетной семьёй прирастать будет. Поэтому просим вас в Год семьи поддерживать те законопроекты, которые касаются защиты интересов семьи, отцовства, материнства и детства.
Татьяна ОФИЦЕРОВА.
«Правда», №9, 30-31 января 2024 года